За два с небольшим года из очередного амбициозного проекта «Мир» стал полноправным игроком индустрии банковских карт, отвоевав заметную долю российского рынка у международных платежных систем. Всего в России сейчас в обороте около 259 млн карт, то есть «Миру» удалось занять 8,8% рынка.
Елена Биндусова, директор департамента платежных систем «СМП Банка»
«Карты «Мир» стали для российского финансового рынка очень серьезным тестом на профпригодность – путь, который Visa и MasterCard проходили десятилетиями, Национальной системе платежных карт пришлось осилить буквально за два года. Цифры показательны:
на конец 2016 г. в России было порядка 2 млн карт «Мир», а к настоящему моменту их количество выросло более чем в десять раз до 23 млн штук. Количество транзакций тоже предсказуемо выросло – с 1 млн в месяц в сентябре 2016 г. до 53 млн операций в сентябре 2017 г.
Национальные карты «Мир» появились в России не так давно: первые экземпляры банки выпустили в декабре 2015 г. Необходимость создания собственной платежной системы и отечественного пластика назревала давно, но после блокировки карт Visa ряда банков в 2014 г. это стало уже делом принципа. Когда проект только запускался, скептики утверждали, что спросом «Мир» пользоваться не будет, ведь Visa и MasterCard есть в кошельке практически у каждого россиянина.
Зачем нужна еще одна карта? Ею не будут платить — с нее просто будут снимать деньги. Статистика показывает, что эти прогнозы не оправдались: держатели национального пластика чаще расплачиваются им, чем снимают наличные в банкоматах. Так, в начале года 74% операций по картам «Мир» приходились на оплату товаров и услуг в торговых и сервисных точках и только 26% на снятие наличных, в сентябре доля транзакций по оплате выросла до 85,2%.
Кто и за что платит отечественными картами
Специально для «Вести. Экономика» мы провели анализ потребительской активности держателей карт «Мир» и выяснили, кто и что чаще всего оплачивает национальным пластиком. Как оказалось, за 9 месяцев 2017 г. «Миром» чаще пользовались мужчины – их среди держателей отечественных карт, премиальных и классических, 63%. Из них 80% в возрасте от 25 до 60 лет, то есть это экономически активное население с достаточно высоким уровнем финансовой грамотности.
Топ-3 самых популярных торговых точек по классическим картам распределился следующим образом: на первом месте оказались супермаркеты (30% от числа транзакций), на втором – продуктовые магазины со специальным ассортиментом (рыбные, мясные, молочные и т. д., доля таких оплат — 5%), третье место разделили между собой аптеки и станции техобслуживания автомобилей (по 4%). Средняя сумма покупки по классической карте с января по сентябрь – 600 рубл.
У держателей премиального «Мира» предпочтения несколько иные: супермаркеты свои лидерство сохранили и здесь (14% оплат), но на втором месте оказались магазины косметики, рестораны и авиалинии (по 5% каждой категории). На третьем – станции техобслуживания (по 4%). Средний чек по премиальным картам за 9 месяцев – 2500 руб.
Но самой интересной оказалась статистика по операциям с картами «Мир» в целом: за год (сентябрь 2016 г. к сентябрю 2017 г.) число карт, по которым активно проходили транзакции, увеличилось более чем в 70 раз, а объем операций по оплате товаров и услуг – в 80 раз. Это позволяет говорить о том, что национальные карты действительно интересны клиентам и они используют их как полноценное средство платежа, а не просто снимают наличные.
Миру – «Мир»
Следующий рубеж, который предстоит преодолеть национальным картам, — выход на мировой рынок. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: появились кобейджинговые карты «Мир» и платежных систем UnionPay и JCB, которые принимаются не только в России, но и за рубежом.
Плюс к этому в августе завершился проект по интеграции платежного пространства России и Армении, и во многих терминалах и банкоматах этой страны «Миром» уже сейчас можно расплатиться точно так же, как и картами международных систем, и снять наличные.
Как мы видим, в России национальные карты уже заняли свою нишу, и с учетом того, что по функционалу «Мир» не уступает пластику Visa и MasterCard, а по некоторым параметрам и превосходит его, есть все шансы отвоевать долю и на международном рынке. Тем более история уже знает один подобный пример – China UnionPay, которая из локальной китайской платежной системы превратилась в глобальную мировую UnionPay, обогнав по количеству выпущенных карт Visa и MasterCard».
Елена Биндусова, директор департамента платежных систем «СМП Банка»
Иллюстрация к статье: