Президент Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции представит программу стабилизации финансового рынка, разработанную Банком России и правительством, в рамках которой власти введут валютный контроль для госкомпаний.
По данным источников в кабмине, вечером 17 декабря представители правительства, ЦБ и крупных экспортеров после совещания у Дмитрия Медведева переместились к Владимиру Путину — часть мер будущего пакета, как предполагается, обнародует сам президент 18 декабря на пресс-конференции. Источники «Коммерсанта» в корпоративном секторе в среду сообщили, что 19 декабря предполагается встреча Путина с представителями бизнеса на эту же тему — пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не подтвердил и не опроверг эту информацию.
Источники сообщили об основных мерах пакета ЦБ и правительства, обсуждавшихся в среду у президента, отдельные меры из него в среду публично и неофициально оглашались представителями правительства.
Согласованные с Минфином предложения ЦБ в отношении госАО еще жестче (они на совещании 16 декабря не оглашались). В частности, предлагается уже в 2014 году инициировать собрания советов директоров крупных госкомпаний, на которых поставить вопрос о снижении по согласованному с ЦБ графику к 1 марта 2015 года чистых валютных активов госкомпаний-экспортеров до уровня 1 октября 2014 года без возможности дальнейшего увеличения. В данном случае речь идет де-факто о введении элементов валютного контроля для госсектора.
Впрочем, неизвестно, утверждено ли это предложение президентом, неизвестен точно список госАО и госкорпораций, которые могут подпасть под этот режим, — по состоянию на 17 декабря в качестве объектов ограничений предполагались в том числе Роснефть, Газпром, Зарубежнефть, АЛРОСА и их дочерние структуры. Речь идет и о разработке «графика продажи валютной выручки», по исполнению которого ЦБ и правительство будут получать регулярные отчеты. Отметим, ранее даже по госАО внутренняя корпоративная отчетность официально была доступна Белому дому лишь в ограниченных масштабах.
Среди инициатив пакета также прямой выкуп валютных облигаций российских эмитентов, причем не только на первичном, но и на вторичном рынке, на средства Фонда национального благосостояния и дальнейшее расширение ЦБ валютного фондирования банковской системы — по словам Эльвиры Набиуллиной 16 декабря, с пропорциональными изменениями в программах предоставления рублевой ликвидности.
Основная идея пакета — большая, чем сейчас, интеграция госкомпаний в систему исполнительной власти — звучала уже в послании Владимира Путина федеральному собранию 4 декабря — валютные ограничения для госАО вполне соответствуют этому тренду. Впрочем, речь, очевидно, не идет о том, что в интересах госбанков правительство решило поступиться интересами госкомпаний: «выкуп» из средств ФНБ части валютного долга компаний во многом аналогичен «количественному смягчению» ФРС США 2012-2014 годов, но и корпоративная, и банковская части госсектора получат более существенную поддержку государства, чем негосударственный сектор.
Между тем прямой целью пакета, в который в ближайшие дни могут вноситься коррективы, является не столько предотвращение валютного кризиса, сколько дополнительная страховка от его перерастания в банковский кризис и в обвал экономического роста. Исходя из будущего предела «выкупа» банковской системы путем наращивания госдолга (до 1 трлн руб. в 2015 году), Белый дом заранее готовит меры реагирования на более серьезное снижение ВВП, чем ранее представленные в стресс-сценариях ЦБ варианты с его падением в 2015 году на 4,7%. При этом источники в Белом доме не ждут, что Кремль будет готовиться к кризису кадровыми перестановками в ЦБ, правительстве и администрации президента, однако исключать кадровых новостей по-прежнему никто не берется.
Иллюстрация к статье: