Невозможно преодолеть волатильность валютного курса, заявил первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин в Госдуме в понедельник, отвечая на вопросы депутатов.
«Невозможно преодолеть волатильность валютного курса», — отметил Тулин.
«Хотелось бы, чтобы он был стабильным, но не получится. Причем эта волатильность курса, неустойчивость, приводит к асимметричному одностороннему инфляционному влиянию на внутренние цены», — признал первый зампред Центробанка.
Он отметил, что накачка экономики деньгами может привести к негативному эффекту — » банки кредитуют приобретение финансовых активов.. производство не растет, предложение товаров не растет, а денежная масса растет. Совершенно иные условия макроэкономического равновесия создаются».
«Мягкая политика (ДКП) абсолютно не стимулирует производителей и продавцов к снижению издержек, к повышению эффективности и производительности труда, и совершенно не обязательно способствует экономическому росту. Потому что деньги сами по себе не являются фактором производства».
Необходимо «найти решение — каким образом — экономическим или неэкономическим, добровольным или добровольно-принудительным — побудить наши кредитные организации направлять кредитные ресурсы туда, куда заинтересовано направлять их государство», — заявил Тулин.
«Нужна инфляция со стабильными темпами, лучше однозначные темпы инфляции, стабильные, лучше — стабильно низкие. Как этого достичь? Денежно-кредитные условия должны быть и не слишком мягкими, и не слишком жесткими, — пояснил он. — И количественные параметры ДКП должны соответствовать готовности реального сектора экономики использовать деньги на цели товарного производства и товарного оборота».
В свою очередь, выступая перед депутатами в понедельник замминистра финансов РФ Максим Орешкин отметил, что стабильность курса рубля зависит от бюджетной политики.
«Нужно понимать, что говоря о курсе рубля обращаться нужно не к Центральному банку. ЦБ реальным курсом рубля даже при всем своем желании управлять не сможет. Единственный способ управления реальным курсом рубля — это больший объем сбережений бюджетным сектором, это объем накоплений Резервным фондом и покупка валюты бюджетом. Только в таком случае можно обеспечить стабильность реального курса рубля», — полагает Орешкин.
Национальная валюта начала заметно обесцениваться в начале 2014 г., и в конце года стоимость рубля снизилась в 2 раза, что вынудило ЦБ повысить ставку до заградительного уровня для инфляции и спекулянтов.
Падение рубля усилилось в ноябре, когда Центральный банк отказался от валютного коридора и перешел к свободному курсообразованию. Национальная валюта отправилась в свободное плавание, то есть ее курс стал формироваться сугубо рыночными факторами. В дело вмешались и спекулянты.
Давление на российскую валюту нарастало изо дня в день по нескольким причинам: это и падение цен на нефть, и западные санкции, и необходимость на их фоне проводить выплаты по внешнему долгу, пик которых как раз пришелся на осень.
В итоге Центральный банк вынужден был пойти на повышение ставки с 16 декабря 2014 г. сразу c 10,50% до 17,00% годовых из-за угроз продолжения неконтролируемой девальвации и инфляции.
Весной рубль укреплялся к доллару ниже отметки 50, и ЦБ начал скупку валюты на рынке, а затем в июле приостановил эти операции: с 13 мая по 27 июля было куплено $10 млрд.
ЦБ не появлялся на рынке с 28 июля, как раз после того, как курс доллара поднялся выше отметки 60 руб.
Иллюстрация к статье: