Правительство РФ внесло в Государственную думу закон о предоставлении социальной поддержки, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Проект, который разрабатывал Минтруд, предполагает оптимизацию ряда социальных пособий за счет исключения из числа их получателей обеспеченных, на взгляд законодателей, россиян. Проект не получил одобрения профессиональных сообществ, а Общественная палата уже дважды просила Минтруд доработать закон. Вместе с тем субъекты, на которые ляжет обязательство по сокращению расходов, начали экономить, не дожидаясь вводных от Госдумы. В отсутствии четкого определения «нуждаемости», бюджеты уже «режут» по живому: по пенсионерам, детям, многодетным семьям.
Так и не получивший одобрения общественности законопроект 24 октября все же был внесен в Госудму. Как уже сообщало агентство, на принцип адресности Министерство труда РФ предложило перевести несколько видов выплат: ежемесячное пособие на ребенка, дополнительные меры соцподдержки медицинских и фармацевтических работников, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогам, проживающим в сельской местности, компенсацию платы за детский сад.
Все выплаты производятся за счет средств региональных бюджетов, но сегодня отсутствует возможность прямо вводить условия их предоставления, говорится в пояснительной записке.
В обстановке увеличивающейся дифференциации в доходах населения переход к социально ориентированной и адресной поддержке наименее обеспеченных категорий граждан позволит во многом выполнить обязательства государства в рамках ограниченных ресурсов бюджетов бюджетной системы. Предлагаемые законопроектом изменения позволят субъектам Российской Федерации при предоставлении мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости расходовать и перераспределять высвободившиеся средства на цели социальной поддержки граждан, которые действительно нуждаются в таких мерах, а также на цели увеличения объема средств на выплаты и размера выплат таким гражданам.
Напомним, что проект летом этого года был рассмотрен на Общественном совете при Минтруде, тогда эксперты дали отрицательное заключение на проект и предложили его доработать. «Нулевые чтения» в октябре состоялись в Общественной палате РФ, но и в этот раз законопроект не получил одобрения.
«Это движение в правильном направлении, во многих регионах уже применяется принцип адресности и нуждаемости по факту. Однако в законодательстве есть моменты, которые мешают реализовать принцип адресности и нуждаемости. Надо иметь в виду, что меры социальной поддержки относятся не только к категориям людей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Есть меры, которые применяются к гражданам не потому, что они нуждаются в поддержке, а потому что государство посчитало, что за заслуги этих людей необходимо поддержать», — отметила член комиссии ОП РФ по социальной политике, отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова.
Председатель комиссии Владимир Слепак рассказал, что Минтруд проект закона изменил, но новую версию чиновники раздали непосредственно перед началом совещания. Члены Общественной палаты, изучавшие первоначальную версию проекта, не успели подготовиться.
«Мы решили провести совещания, оперативно было сформировано мнение о проекте, высказаны замечания, было много вопросов по решению других проблем, которые связаны с этим законом. Например, теневая занятость в России оценивается в 20 млн человек, как мы сегодня будем решать вопросы нуждаемости и адресности, пока не урегулирован этот вопрос. Есть проблема лиц без определенного места жительства – 5 млн наших граждан лишены документов и прав. Это смежные проблемы, которые требуют решения. У нас были представители регионов, которые тоже высказывали предложения по изменению последней редакции закона. Поэтому мы предложили Минтруду доработать редакцию закона, сделать ее понятной для гражданского общества и представить ее нам для обсуждения компетентного», — рассказал Владимир Слепак.
И хотя в Общественной палате все еще ждут новую версию закона, Правительство решило внести проект в Госдуму, ограничившись «нулевыми чтениями», которые формально состоялись.
Федеральный закон должен вступить в силу с 1 января 2016 г. Но законодательная база для него не готова ни на федеральном уровне, ни в регионах. Только к 2018 г. в России появится Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) создание которой предусмотрено все тем же проектом. ЕГИССО – база, где собрана информация о всех мерах поддержки, причитающихся каждому гражданину. Вести ее будет Пенсионный фонд РФ. Однако содержание этой базы зависит от регионов: именно они, согласно поправкам, должны устанавливать критерии нуждаемости, на основании которых сузится список получателей субсидий. Однако, как показывает практика, вводить принцип адресности субъекты уже начали, а вот обоснованных критериев для этого не придумали.
На прошлой неделе Законодательное собрание Пермского края исключило из числа получателей ряда льгот работающих пенсионеров. Ветераны труда, которые продолжают трудиться, не будут получать ежегодную денежную выплату (более 5 тыс. руб.), а также субсидию на оплату «коммуналки». Край сэкономил на двух льготах полмиллиарда рублей. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, обосновывая отмену льгот, ссылался на поручение президента Владимира Путина переходить к принципам адресности и нуждаемости. Но проблема в том, что критериев нуждаемости в крае еще не разработали, зато оба проекта вступят в силу через пару месяцев.
По итогам оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в России за первое полугодие 2015 г. эксперты РАНХиГС отметили, что регионы начали масштабное сокращение социальных расходов. Главной жертвой оптимизации стало образование, в первом квартале 2015 г. расходы на него сократили 26 регионов (в 2014 г. – только 9), в том числе большинство регионов Дальнего Востока, половина регионов Урала, треть регионов центра, северо-запада и Приволжского Федерального округа. Расходы на здравоохранение сократил 21 регион (в 2014 г. – 8). Расходы на социальную политику (соцзащиту) сократили только 16 регионов (в 2014 г. – 3). Тогда приоритет расходов объяснялся сентябрьскими выборами в ряде субъектов.
Ряд оптимизаций произошел благодаря переходу на адресные меры поддержки. Одним из пионеров стала Кировская область, где об адресности заговорили еще до февральской речи президента. Губернатор области Никита Белых заявил о переходе к адресной социальной поддержке и уже в мае заксобрание приняло несколько проектов, сокративших число получателей пособий. Региональные ветераны труда, получающие ежемесячную доплату в 453 руб., теперь не могут претендовать сразу на несколько социальных пособий. Ранее ряд льготников получали доплаты и из бюджета субъекта и из федерального, заксобрание предложило платить только одно пособие по выбору гражданина. Дублирование льгот ликвидировали и в отношении многодетных малоимущих семей Кировской области. Причем, поправки в закон были инициированы депутатами. В Кировской области многодетные семьи получали ежемесячно 333 руб. на питание детей в школе и столько же на их проезд, ежегодные выплаты на обеспечение школьной формой в размере 2,2 тыс. руб., компенсации в размере 50% расходов на оплаты коммунальных услуг, ежегодные денежные выплаты на приобретение топлива при наличии печного отопления 1,4 тыс. руб. единовременные компенсации в размере 50% на приобретение счетчиков учета воды, электричества и газа, но не более 2 тыс. руб.
«Законопроектом предлагается установить для многодетных, малообеспеченных семей ежемесячные социальные выплаты на детей в размере 850 руб., объединяющие выплаты на питание, проезд и обеспечение школьной формой», — объяснял тогда глава департамента социального развития Кировской области Кирилл Лебедев.
Также проект предусматривает отмену закона о поддержке матерей-студенток, так как они получают аналогичные выплаты из федерального бюджета. Появилось и новое требование для получения выплат — официальное трудоустройство или официальная регистрация как безработного. В марте закон прошел первое чтение, в мае – второе. Некоторые депутаты недовольны новыми нормами.
«Любой закон должен улучшать положение определенной категории людей. Я считаю, что этот закон является одним из методов сокращения расходов бюджетных средств по этим направлениям. Он ухудшает положение многодетных и малообеспеченных семей», — сказал депутат закосбрания Кировской области Дмитрий Русских. Однако думское большинство проект поддержало и в июне он уже вступил в силу.
На семьях с детьми сконцентрировались сразу несколько регионов. До конца 2017 г. в Новгородской области продажа единых социальных проездных, до конца 2016 г. – выдача бесплатного молока в школах, до конца 2019 г. – 30% компенсации родительской платы за детский сад будут доступны лишь для малоимущих семей с доходами ниже прожиточного минимума. Адресными стали меры поддержки многодетных семей: 50% компенсации по оплате услуг ЖКХ, бесплатный проезд для детей школьного возраста, бесплатные лекарственные препараты для детей в возрасте от 3 до 6 лет по рецептам врачей и внеочередной прием детей в детсады.
В Санкт-Петербурге принцип адресности вводится с 2016 г. в отношении ежемесячного пособия семьям работников бюджетных учреждений, имеющих двух и более детей. Также адресность в отношении семей с детьми ввела Псковская область, где региональный семейный капитал могут получить только семьи с доходами ниже прожиточного минимума.
В некоторых регионах экономия на «социалке» привела к митингам. Так, на улицы вышли многодетные семьи из-за сокращения в Хабаровском крае выплат на погашение остатка основного долга по ипотечному кредиту многодетным с 3,6 млн руб. до 1 млн руб. Программа должна была действовать до 2020 г., но уже в 2015 г. ее «свернули», не предложив ничего взамен. После митинга губернатор края Вячеслав Шпорт встретился с семьями и пошел на уступки: в июне минстрой внес поправку о том, что для семей, оформивших ипотеку до конца 2014 г., сумма компенсации не изменится.
Понятие адресности будут вводить и в Омской области, на прошлой неделе об этом заявил губернатор субъекта Виктор Назаров, сославшись на скорое рассмотрение Госдумой закона о применении коэффициента нуждаемости. По подсчетам губернатора, порядка 2 тыс. ветеранов труда имеют пенсию больше 40 тыс. руб., поэтому им можно не выплачивать пособие в 516 руб. Аналогичные пособия не нужны и многодетным отцам, которые владеют несколькими ресторанами.
«Льготы не должны сокращаться – они должны быть адресными. Нужно учесть, чтобы простые люди не пострадали», — сказал губернатор, добавив, что критерии в субъекте разработают после принятия федерального закона.
Пока критериев не разработано, каждый субъект считает бедных по-своему. Учетные РАНХиГС отмечают, что в качестве черты бедности используется как среднедушевой доход населения в целом по региону, так и 2,5-кратный, двукратный, 1,5-кратный размер прожиточного минимума. При этом если одни регионы вводят принцип адресности только для новых получателей существующих видов помощи, то другие регионы накладывают ограничения по доходу в качестве условия получения помощи не только для будущих, но и для текущих получателей.
Если сейчас россияне получают льготы и социальные выплаты в зависимости от положений федеральных законов, то после принятия Госдумой предлагаемого проекта основополагающим фактором станет дефицит бюджета каждого отдельного субъекта и желания властей, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«Второй пункт очень важен, потому что, например, уничтожение здравоохранения в Москве осуществляется при наличии денег у города. Но часть московских чиновников является совладельцами частных клиник и бесплатная медицина составляет им конкуренцию. В целом, будет осуществляться подход, когда государство будет искусственно организовывать кризис региональных бюджетов, денег в регионах не будет, а губернаторов заставят вводить стандарты в соответствии с теми бюджетами, которые есть. Ответственными за социальную катастрофу будут не федеральные чиновники, которые это организовали, а региональные власти», — рассказал Делягин.
Отметим, что в пояснительных записках к проекту можно встретить одну и ту же фразу: «сэкономленные средства будут направлены на увеличение других видов соцподддежрки». Но этого не происходит.
«В качестве дополнительного условия на получение социальной помощи вводится критерий, что сокращает численность получателей помощи. При этом сам размер предоставляемой социальной помощи не увеличивается существенным образом, а доходы получателей помощи в большинстве адресных социальных программ не доводятся до устанавливаемой черты бедности. Кроме того, в нескольких регионах решения по внедрению адресности или сокращению мер социальной поддержки были быстро отозваны или существенно смягчены из- за негативной реакции представителей коммунистической партии и высокого риска повышения социальной напряженности в регионе. Так, например, отказались от решений по приостановке индексации в Пермском крае, а в Ульяновской области порог в полтора прожиточных минимума для получения ЕДВ ветеранами труда области увеличили по итогам обсуждений до двух», — отмечают в РАНХиГС.
Обсуждение перехода к адресным мерам планируют запустить в регионах, в частности, этим сейчас занимается Общественная палата. Споры в Госдуме тоже обещают быть горячими.
Иллюстрация к статье: