С 1 октября этого года упрощается возможность заготовки леса для малого и среднего бизнеса, рассказал замминистра природных ресурсов и экологии, глава Рослесхоза Иван Валентик.
По расчетам лесного ведомства, изменения Лесного кодекса в итоге дадут экономике дополнительно 3 миллиарда рублей в год. Главная новация: малый и средний бизнес может наравне со всеми участвовать в аукционах на получение делянок и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой заготовки древесины. Раньше вся лесозаготовка в стране велась на основе договоров аренды. И это ставило достаточно жесткие рамки для малого и среднего бизнеса, отмечают эксперты. Ведь по прежним условиям договоров аренды, арендаторы должны были выполнять более 70 процентов всех работ по восстановлению и воспроизводству лесов, а на это нужны дорогостоящая техника, специалисты. Например, только в 2014 году затраты превысили 5 миллиардов рублей, в то время как из федерального бюджета на эти цели было направлено 2,6 миллиарда, а из бюджетов субъектов — только 1,4 миллиарда. Поэтому в ходе аукционов на право заключения договора аренды участков леса небольшие лесозаготовительные предприятия оказывались в заведомо проигрышной позиции по сравнению с крупными холдингами.
В итоге малый и средний бизнес работал по договорам подряда на большие предприятия, либо вынужденно искал лазейки. Одним из таких ходов была скупка древесины практически за бесценок у местного населения, которое имело право заготавливать лес для собственных нужд. Нелегальный оборот только в этом сегменте достигал 20 миллионов кубометров в год, это 10 процентов от всего объема заготовленной в России древесины. Но год назад были введены ограничения на такую заготовку леса гражданами, в итоге объем заготовленной гражданами древесины сократился на 20 процентов по сравнению с показателями 2013 года. При этом у людей, живущих в селе, конечно, осталась возможность заготавливать древесину для собственных нужд, но не для продажи ее на сторону, отмечают в Рослесхозе. «А сегодня законодательно создаются условия, чтобы малый и средний бизнес работал в лесу цивилизованно, в рамках нормальной предпринимательской деятельности», — уточнил Иван Валентик.
Кроме того, по мнению руководителя Рослесхоза, по закону, все лесохозяйственные работы на участках будут проводить государственные специализированные учреждения. А плата за эту работу установлена в виде повышающего коэффициента к цене, которую уплачивает предприниматель за право доступа к лесным ресурсам по договорам купли-продажи. «То есть и малый, и средний бизнес работает в лесу, и госучерждения, профессионалы, выполняют лесохозяйственные мероприятия, имея соответствующее бюджетное финансирование. Мне кажется, это очень удачная конструкция», — отметил Иван Валентик.
Говоря о пожароопасном сезоне, который еще не закончился, глава Рослесхоза отметил, что высокие классы опасности из-за теплой и сухой погоды, сохраняются на юге страны. «Но нужно отдать должное лесоводам юга, они справляются с лесопожарной ситуацией, крупных пожаров там не допускается, системно выстроена работа», — отметил Иван Валентик. Отдельные пожары сейчас есть в Хабаровском крае и Амурской области, но и там власти на местах справляются с этой ситуацией.
Кстати, Рослесхоз совместно с Санкт-Петербургским НИИ лесного хозяйства разработал специальную программу, позволяющую проводить лесное зонирование регионов. Не первый год в правительстве говорят о том, что расходовать ресурсы на тушение всех пожаров нерационально. И зонирование должно решить эту проблему. «Очень много территорий удаленных, труднодоступных не требуют применения сил и средств. Там, где нет угрозы людям, жилым домам, объектам экономики, нет необходимости тратить средства на патрулирование, тушение огня. Природа сама регулирует все процессы: старые леса должны выгорать, чтобы дать возможность расти новым. А новый лес необходим животному миру», — рассказал Иван Валентик. Он уточнил, что до 1 января 2016 года будет закончена работа по зонированию регионов. А до 1 января 2017 года новая модель должна быть опробована на пяти пилотных регионах.
Иллюстрация к статье: