Когда политологи заявляют, что коррупция иногда может помогать экономическому росту, то они, как правило, имеют в виду Китай.
В экономике Поднебесной, где ряд секторов все еще находятся под тотальным контролем и регулированием, взятки в обмен на государственные разрешения иногда создают видимость свободного рынка, пишет член научного совета Института мировой экономики Петерсона Пауло Мауро.
«В то время как коррупция обычно негативно влияет на экономический рост, мы имеем пример того, как в течение многих лет (с тех пор как Китай начал переход к рыночной экономике в конце 1970-х гг.) она не всегда оказывалась злом из-за особых первоначальных условий страны: жесткий государственный контроль и ограниченная международная торговля.
Однако проводимая сегодня президентом Си Цзиньпином борьба с коррупцией заставляет заново взглянуть на влияние системы подкупов на китайскую экономику. С точки зрения экономической трансформации и интеграции Поднебесной в мировую экономику пресечение коррупции в настоящее время становится чрезвычайно важным для устойчивого высокого роста экономики.
Большинство изучающих влияние коррупции экономистов уверены, что она мешает росту. В самом первом международном технико-экономическом исследовании по этому вопросу (опубликованном 20 лет назад) я обнаружил, что более высокое восприятие коррупции (основанное на опросе инвесторов) ведет к более низкому экономическому росту, главным образом из-за более низкого рейтинга частных инвестиций.
Однако в международной статистике не видна прямая связь между уровнем коррупции и снижением государственных инвестиций, возможно, из-за того, что крупные инфраструктурные проекты создают широкое поле для взяток.
Похожие результаты получили другие ученые, а также они подтверждены многочисленными исследованиями на основе различных примеров и методик.
Ранние работы, включая мою, основывались на восприятии инвесторов в начале 1980-х гг. и фокусировались на рыночных экономиках (по понятным причинам, консалтинговые фирмы, проводившие в то время опрос восприятия, не анализировали коммунистические страны). В любом случае Китай и его головокружительный экономический рост в сочетании с восприятием повсеместной коррупции оставались большим исключением.
Две отличительные черты китайской экономики помогают объяснить, почему Поднебесной удавалось успешно развиваться, несмотря на это. Во-первых, стремительный рост экономики Китая стимулировался необычно крупными государственными инвестициями, которые, по всей видимости, не очень сильно страдали от коррупции.
Во-вторых, в жестко контролируемом китайском обществе развивалась хорошо организованная коррупция, которая (как экономисты Андрей Шлейфер и Роберт Вышний написали в начале 1990-х гг.), безусловно, менее опасна, чем хаотическая коррупция, широко распространенная в бывших советских республиках в ранние годы переходного периода.
В Китае предприниматели знают, кому давать взятку и сколько нужно платить, и они могут быть уверены, что в обмен смогут спокойно вести бизнес. На контрасте при хаотической коррупции предприниматели сталкиваются с большей неопределенностью: давая взятку одному чиновнику, нет гарантии, что другой чиновник не попросит «вознаграждение» и для себя.
Тем не менее нет никакого сомнения, что коррупция процветает в Китае. Помимо взяток и продажи должностей в армии и правительстве, независимые журналисты обнаружили убедительные доказательства того, что высокопоставленные чиновники Китая (как и многих других стран) владеют значительными долями ценных компаний (часто через друзей и родственников). Интересно, что стоимость этих компаний увеличивается, как только появляется слух об их связи с влиятельными официальными лицами.
Вполне возможно, что без коррупции и кумовства движение Китая к рыночной экономике не было бы политически устойчивым. Разрешая государственным чиновникам иметь долю в экономическом росте страны, облегчали задачу либерализации экономики и открывали двери для международной торговли, одного из ключевых факторов экономического успеха Поднебесной.
Однако, по мере того как Китай все больше становится современной экономикой (интегрированной в глобальную экономику), тотальная коррупция приносит больше вреда, чем пользы. Руководство страны, вероятно, также считает, что с точки зрения политической стабильности наличие слишком большого количества богачей среди государственных чиновников может привести к социальной напряженности в обществе, где большинство простых граждан все еще достаточно бедные.
Основным политическим вызовом Китая в ближайшем будущем является готовность государственных чиновников смириться с тем, что растущий класс предпринимателей может быть намного богаче, чем они, на фоне продолжения экономических реформ и более интенсивного развития частного сектора».
Иллюстрация к статье: