Экономика США разваливается

Недавнее обрушение моста на главной автостраде Калифорнии серьезно ударило по всему юго-западу США, в очередной раз указав на то, что крупнейшая в мире экономика разваливается.

Американский экономист и автор бестселлера «Как погиб Запад» Дамбиса Мойо пишет, что крупнейшая в мире экономика в буквальном смысле разваливается.

Дамбиса Мойо, «экономист со внешностью соул-певицы», родилась в 1969 г. в столице Замбии, городе Лусака. Ее работы печатаются в таких изданиях, как Financial Times, The Economist, Wall Street Journal, The Guardian, The New York Times и других. Идеологическое нежелание инвестировать в государственный сектор, вместе с эндемическим кратковременным мышлением тех, кто пишет бюджеты, сэкономило расходы на дороги, аэропорты, железные дороги, телекоммуникационные сети и производство электроэнергии на уровне гораздо ниже того, что требуется. И все же проблему больше нельзя игнорировать. Если США не будут действовать быстро, чтобы обеспечить свой хрупкий экономический подъем прочным фундаментом современной инфраструктуры, то они могут оказаться медленно тонущими обратно в стагнацию.

Кажется само собой разумеющимся, что развитая экономика требует адекватных, постоянных инвестиций в общественные блага. Но состояние инфраструктуры в США показывает, что многие лица, принимающие решения, не разделяют эту точку зрения. Доклад 2013 года Американского общества гражданских инженеров дал инфраструктуре США жалкий уровень «D +». В докладе приводятся многочисленные конкретные государственные недостатки, в том числе «88 высокого опасных плотин и 1298 структурно несовершенных мостов» в Мичигане и «$44,5 млрд, необходимых для обновления систем питьевой воды» в Калифорнии. В докладе делается вывод, что к 2020 году будут необходимы $3,6 трлн инвестиций (примерно одна пятая часть годового ВВП страны), чтобы повысить качество инфраструктуры США путем устранения «значительного отставания запоздалого обслуживания [и] насущной необходимостью модернизации». В противном случае рушащаяся инфраструктура страны будет тянуть вниз экономический рост ближайших лет.

Отчаянная потребность Америки в современной инфраструктуре настала в некотором смысле в удачный момент. В то время когда восстановление экономики остается хрупким, финансируемая государством программа развития инфраструктуры могла бы значительно изменить перспективы американских рабочих, предоставив новые возможности для трудоустройства низкой и неквалифицированной рабочей силы. Между тем, увеличение расходов на инфраструктуру могло бы обеспечить часто упускаемую из виду возможность для долгосрочных институциональных инвесторов. Пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды в США управляют совокупными активами на общую сумму примерно $30 трлн, и они изо всех сил пытаются найти инвестиции, которые соответствуют их долгосрочным обязательствам. Устойчивые низкие процентные ставки были особенно сложными для пенсионных фондов, которые сталкиваются с растущими обязательствами (рассчитанными на льготной основе).

Широкомасштабная программа для перезагрузки рушащейся инфраструктуры Америки должна будет пройти долгий путь к решению этого разрыва между активами и обязательствами, обеспечив пенсионные фонды инвестициями с долгосрочными перспективами (и, таким образом, гарантируя доходы будущим пенсионерам), используя при этом частный капитал для общественного блага. На самом деле, американские пенсионные фонды уже инвестируют в инфраструктуру, но они делают это в Канаде, Австралии, Великобритании и Нидерландах.

К сожалению, идеологические возражения и предвзятая политика, скорее всего, ставят препятствия на пути любых усилий по модернизации инфраструктуры Америки и созданию таких возможностей у себя дома. Инвестиции государственного сектора неизменно разжигают очень давнюю борьбу между теми, кто настаивает, что правительство должно оставаться в стороне от усилий по созданию рабочих мест, и теми, кто считает, что частью роли правительства является применить недостаточно используемые людские ресурсы для работы.

Одним из способов избежать этого узкого места для президента США Барака Обамы было бы создать двухпартийную комиссию по инфраструктуре, поручив ей найти решение проблемы. Это бы работало так же, как двухпартийная Национальная комиссия по налоговой ответственности и реформе, созданная в 2010 году для решения фискальных проблем Америки, или комиссии по закрытию и реорганизации военных баз 1980-х и 1990-х годов. Разделяя ответственность между двумя основными партиями страны, комиссия освободила бы своих членов от давления ежедневной политики и позволила бы им сосредоточиться на здоровье экономики. Конгресс затем провел бы голосование «за» или «против» по рекомендациям комиссии.

Инфраструктура уже давно признана фундаментальной для экономических перспектив страны. Пренебрегая необходимыми инвестициями, США ставят себя на сложный путь, который мог бы привести к стагнации и упадку, который было бы трудно повернуть вспять.

Существует мало оснований для американских политиков принять эту судьбу. Низкие процентные ставки, продолжающаяся роль доллара как основной мировой резервной валюты и возможности государственного сектора по увеличению расходов дают основания для более убедительных расходов на инфраструктуру. В двадцатом веке правительство США потратило миллиарды долларов на восстановление европейской экономики. Его проектом для первой половины этого века было бы проделать то же самое дома.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также