Министр финансов Антон Силуанов сообщил депутатам Госдумы, что 54% всех расходов бюджета — это расходы на социалку и оборону. Но в 2016 году ради сокращения дефицита предложил резко сократить расходы лишь на социальные нужды. Депутатам такой подход не нравится.
На парламентских слушаниях предполагалось обсудить тему повышения эффективности расходов федерального бюджета. Но как раз сейчас Минфин верстает проект бюджета на 2016–2018 годы, и накануне в правительстве прошло совещание, где говорили об основных направлениях бюджетной политики. Поэтому естественным образом разговор об эффективности свелся в основном к разговору о том, на чем можно экономить, а на чем — нет.
Спикер Сергей Нарышкин предостерег правительство от «незамысловатого секвестрирования бюджета на 5, 10 или 15%» и предоставил слово главе Минфина.
Проанализировав российскую историю последних десятилетий, Антон Силуанов открыл интересный закон: «темпы экономического роста прямо противоположны объему бюджетных расходов по отношению к ВВП». В кризис 1998 года, по его словам, доля бюджетных расходов резко сократилась, что открыло дорогу частным инвестициям. А вот в 2008–2009 годах «реакцией на кризис стал рост бюджетных расходов на социальные нужды и зарплаты, они вытеснили прибыль и инвестиции, и в итоге произошло серьезное сокращение экономического роста»…
Между прочим, президент Путин неоднократно хвастался тем, как ловко в кризис Россия повысила пенсии и зарплаты бюджетникам — в отличие от других стран.
За 7 лет расходы на социальную политику выросли с 9,1% до 14% ВВП, расходы на оборону — с 5,2% до 7,1% ВВП, продолжил глава Минфина. Теперь пришла пора делать выбор между «текущими расходами» и «производительными», инвестиционными. Но инвестиции, по его словам, «не должны генерировать рост текущих расходов»: не стоит увлекаться строительством социальных учреждений, потому что их потом придется содержать.
«По оценке экспертов, 50% граждан, получающих социальные выплаты, не нуждаются в них, а менее 50% нуждающихся получают помощь», — сказал министр и в очередной раз призвал перейти к распределению пособий по принципу «нуждаемости и адресности». С 2000 года траты на одного ученика в школе выросли в 4,6 раза, а качество образования снизилось, если верить рейтингам, и с расходами на вузы то же самое. В здравоохранении, по данным международных организаций, неэффективно используется треть расходов…
Татьяна Голикова продолжила «вечную» дискуссию о приоритетах в расходах. Из цифр, приведенных главой Счетной палаты, следовало: только работа по анализу неэффективных расходов и наведение порядка могут дать экономию почти 700 млрд рублей (это треть той дыры, которую пытается заткнуть в проекте бюджета г-н Силуанов). Например, значительная часть сделанных в 2010–2014 годах из федерального бюджета взносов в уставные капиталы 67 АО с государственным участием (Россельхозбанк, «РусГидро», «РОСНАНО» и др.) «в течение двух-трех лет не используется на цели, на которые были предназначены», а просто лежат на депозитах этих организаций в банках, и проценты от их размещения становятся собственностью компаний. «Происходит фактическое беспроцентное кредитование государством акционерных обществ», — сказала г-жа Голикова.
Глава Минтруда и социального развития Максим Топилин заявил, что почти все выплаты, установленные на федеральном уровне (инвалидам, семьям с детьми, Героям Труда, участникам боевых действий и т.д.), и без того «адресные». Их получают или за заслуги, или в связи с принадлежностью к какой-то категории. Но сэкономить, по его словам, можно на региональных льготах. А еще нужно дать властям субъектов РФ право «более динамично пересматривать критерии нуждаемости», исходя из которых выплачиваются субсидии и некоторые виды социальных пособий. Законопроект на эту тему Минтруда уже подготовило.
Хитрый политический ход, надо признать: гнев граждан, лишившихся пособий, будет направлен не на правительство или президента, а на губернатора…
Еще один многообещающий резерв, считает Минтруда, — усложнение процедуры получения звания «Ветеран труда».
Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ольга Баталина («ЕР») в своем выступлении сказала, что из СМИ узнала о предложении Минфина провести индексацию социальных обязательств «по сути, на абстрактную, экономически не обоснованную величину»: речь идет об индексации в 2016 году пенсий и социальных выплат на 5,5%, на 4,5% в 2017 году и на 4% в 2018 году, реальная инфляция существенно превысит эти показатели…
Помните, в начале года депутаты приняли закон, который отменял индексацию некоторых видов пособий в 2015 году и закреплял индексацию других пособий (кроме пенсий) на абстрактные 5,5%? Тогда говорилось, что в начале 2016 года будет проведена «доиндексация» этих пособий в рамках возможностей бюджета. «Доиндексации» ждать не стоит.
Иллюстрация к статье: