Растительное масло для российских производителей стала таким же выгодным экспортным товаром, как и нефть, если не еще привлекательнее. Барыши от поставок в другие страны растут. Но как бы ни складывалась ситуация на мировом рынке, в России люди без масла не останутся, заверила опрошенные aif.ru эксперты. И цена на него расти до бесконечности не будет, считают они.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) бьет тревогу — мировые цены на растительное масло в ноябре достигли максимальных значений с июля 2022 года. В этой связи неудивительно, что поставки этого продукта за рубеж становятся выгоднее, чем продажа в своей стране.
«С начала сезона мы наблюдали рост экспортных цен, что было связано с ростом мировых цен на растительные масла в целом и ожиданий по снижению урожая подсолнечника в черноморском регионе, — пояснил исполнительный директор „Масложирового союза России“ Михаил Мальцев. — Но уже в течение нескольких недель мы наблюдаем разворот рынка и откат цен».
Если на пике цены на этот продукт доходили до 1,2 тыс. долларов за тонну, то сегодня они снизились до 1,1 тыс. долларов, аргументирует эксперт. И сейчас ситуация на внешнем и внутреннем рынках стабилизировалась. При этом внутри страны, как утверждает глава союза, цены будут двигаться в сторону снижения, а не роста.К тому же, как отмечает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ имени Плеханова Анастасия Прикладова, прямой зависимости между экспортными и внутренними ценами на подсолнечное масло не наблюдается, и иногда они движутся в разных направлениях. Например, по словам Прикладовой, в 2015 году в России масло подорожало почти на 40%, тогда как цена его экспортных поставок упала на 6%. А в 2021 году — почти наоборот — внутренние цены увеличились на 9%, тогда как экспортные скакнули на 67%.
«Тем не менее риски существуют, — предупреждает эксперт. — Ценообразование на подсолнечное масло, как и на многие продукты питания, складывается из соотношения спроса и предложения».И высокие мировые цены могут вызвать рост физического объема экспорта в ущерб собственному рынку, что может привести к нехватке товара. Но в этом случае, по ее словам, должны подключаться власти: вводить ограничения на экспорт, пошлины на вывоз и другие инструменты защиты рынка.
Впрочем, часть таких инструментов уже действует, отмечает Мальцев.
«На внутренний рынок основное влияние оказывает растущая экспортная пошлина, которая в ноябре составляла около 3 тыс. рублей, а в декабре — уже более 9 тыс. руб., — отмечает он. — В январе и в феврале будущего года, с учетом пересмотра порядка определений пошлины с февраля месяца, мы ожидаем около 25 тыс. и 35 тыс. руб. соответственно».
Иллюстрация к статье: