Рост доходов, страх перед инфляцией: названы причины, по которым россияне скупают ювелирные изделия

Несмотря на безостановочно дорожающее золото, россияне сверхактивно вкладываются в покупку ювелирных изделий. Их за первое полугодие было продано в стране на 199 млрд рублей, что почти на 30% выше показателя аналогичного периода 2023 года. Объяснение тут простое: в условиях разгоняющейся инфляции и неподъемных ставок по потребительским кредитам люди делают выбор в пользу относительно доступного и максимально надежного защитного актива.

В физическом выражении общий вес реализованной в России «ювелирки» составил 17,2 тонны, что на четыре процента превышает показатель за январь-июнь 2023 года, сообщил Всемирный золотой совет (WGC). Таким образом, продажи в деньгах увеличиваются быстрее, чем в тоннах, что косвенно указывает на рост инфляционных ожиданий. Примечательно также, что российский тренд находится в противоходе с общемировым: во II квартале общий вес проданных в мире ювелирных украшений оказался минимальным с 2020 года – 390,6 тонн (почти на 20 % меньше соответствующего прошлогоднего показателя).

Средний чек в России также вырос, составив в первом полугодии 6858 рублей. Это на 17% больше, чем за аналогичный период 2023-го. Что касается цен на ювелирные изделия (в том числе, из золота), они с начала года увеличились на 13%, а по сравнению с июнем прошлого года – на 26%.

Между тем, в октябре биржевые котировки золота на глобальном рынке в очередной раз обновили исторический максимум, достигнув отметки в $2760,8 за тройскую унцию. С начала года они прибавили более 30%. Аналитики связывают этот тренд с сохранением геополитической напряженности, активными закупками драгметалла центральными банками и ожиданиями снижения ставки Федрезервом США. В России, по сообщению ЦБ, золото с начала 2024 года подорожало на 42% — до 8511 рублей за грамм, с учетом ослабления рубля к американской валюте.

«От россиян, которые вкладываются в ювелирную продукцию, трудно ожидать чего-то другого, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Сегодня для основной массы населения ситуация крайне неопределенная, многие испытывают чувство незащищенности. Инфляционные ожидания находятся на максимуме с начала года. Понятно, что люди ищут безопасный защитный актив. Раньше, когда у них был достаточно широкий доступ к иностранной валюте, это стремление реализовывалось намного проще. Сегодня с выбором больше проблем. Вложения в недвижимость стали слишком дороги из-за запредельно высоких ставок по ипотеке. Динамика продаж квартир на вторичном рынке затухает, и это свидетельство того, что люди не хотят превращать свои активы в пыль, разменивая жилье на быстро обесценивающиеся рубли».

Остаются драгметаллы и драгоценности – эти активы в глазах многих граждан выигрышнее прочих, поскольку дают защиту от инфляции. Их впоследствии можно будет каким-то образом реализовать без ущерба для себя. Нынешний высокий спрос на ювелирные изделия – это зеркальное отражение инфляционных ожиданий. Люди не верят в скорую стабилизацию цен, подтверждая выводы аналитиков. А то, что в ценовом выражении продажи выше, чем в физическом, является общим трендом, который касается как непродовольственных, так и продовольственных товаров. Это, по словам Масленникова, тоже индикатор усиления инфляционного давления.

«Сегодня мы наблюдаем значительное увеличение доходов у определенных групп населения, — отмечает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. — В первую очередь, это касается работников оборонно-промышленного комплекса и тех, кто связан с военной сферой. Повышение доходов позволяет людям совершать дорогостоящие покупки. Кроме того, из-за санкций произошло перераспределение спроса. Состоятельные россияне, которые раньше предпочитали приобретать ювелирную продукцию за границей, теперь вынуждены обращаться к отечественному рынку — из-за сложностей с международными платежами и обменом валют».

Названы последствия возможного введения санкций против российского сжиженного газа

Еще один момент: зачастую покупка ювелирных изделий носит эмоциональный характер. Люди делают это не столько в инвестиционных целях (что не всегда рационально, учитывая большие потери при последующей продаже в ломбард или на лом), сколько желая порадовать себя или близких. В условиях неопределенности такие эмоциональные шаги дают ощущение стабильности и благополучия. В глаза бросается и резкий рост доли онлайн-торговли в ювелирной сфере: сегодня она составляет 28% рынка. В результате, резюмирует Антонов, процесс покупки украшений становится более удобным для широкого круга потребителей.

«Скорее всего, тенденция связана с тем, что граждане опасаются растущей инфляции и пытаются вложить сбережения хоть куда-то. В данном случае, — в ювелирные изделия, — рассуждает руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. – При этом мало кто разбирается в тонкостях инвестирования. Для людей важен и формат украшений: их можно, грубо говоря, «унести на себе», в отличие от недвижимости или автомобилей».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также