В начале августа мир был на волосок от глобального финансового кризиса: что произошло

Однако в начале этого августа «черный лебедь», пролетев мимо России, совершил неожиданную посадку в США, что выразилось в обрушении фондового рынка после выхода плохой статистики по американскому рынку труда за июль 2024 года. Согласно вышедшим данным за июль, уровень безработицы в США в июле подскочил с 4,1 до 4,3% трудоспособного населения, хотя американские аналитики ожидали, что безработица не изменится, а количество новых рабочих мест в США, созданных в июле в городах, так же неожиданно составило всего 114 тыс., что оказалось самым низким показателем с 2020 года. Эксперты глобальных инвестиционных банков, которых эти данные застали врасплох, сразу же начали менять прогнозы по росту ВВП США в текущем году в худшую сторону и пророчить рецессию, то есть не слишком большой, но все же спад американской экономики. Основные американские индексы в итоге довольно сильно потеряли в весе всего за два торговых дня — от 3 до 6%, но это был еще не самый неприятный сюрприз для мировых фондовых рынков.

В понедельник, 5 августа, азиатские фондовые рынки, которые по времени раньше всех в мире начинают торги, реагируя на случившееся на рынке акций США, довольно сильно обвалились. Фондовый индекс Японии Nikkei 225 обрушился к закрытию торгов 5 августа даже на 12,4%, а индекс Южной Кореи Kospi упал на 8,8%, что в свою очередь вечером этого же дня вызвало вторую волну падения фондового рынка США. Российский фондовый рынок, как и многие мировые рынки, отреагировал 5 августа падением на обвал фондовых рынков в Азии и США, но индекс Мосбиржи в этот день потерял не так много — только 2,35%. А вот цена на нефть Brent в период с 2 по 5 августа снизилась сразу на 4%, так как инвесторы по всему миру распродавали высокорискованные активы. А если бы кризис на мировых фондовых рынках стал затяжным, то мировые цены на нефть могли бы обвалиться еще сильнее, нанеся значительный урон цене на российские сорта «черного золота» и, соответственно, доходам российского бюджета и курсу рубля. Но уже 6 августа мировые фондовые рынки начали восстанавливаться, особенно после того как фондовый рынок Японии взлетел всего за день на 10%, так как инвесторы начали скупать подешевевшие акции.

Теперь, когда последствия неожиданного двухдневного кризиса на мировых фондовых рынках позади, можно задуматься над тем, что же стало настоящей причиной непредсказуемого обвала. Некоторые американские эксперты объясняют такой обвал тем, что сработала обнаруженная всего пять лет назад закономерность экономики США, которую называют «правилом Сахм» (по имени американского экономиста Клаудии Сахм, сделавшей такое небесспорное открытие). Смысл правила заключается в том, что, если трехмесячный скользящий средний показатель уровня безработицы в США превышает аналогичный показатель за 12 месяцев хотя бы на 0,5 процентного пункта, это значит, что экономика США входит в рецессию или уже находится в состоянии рецессии. За последние 70 лет, в период с 1953 по 2023 год, это правило срабатывало 11 раз, причем последний раз — в начале 2020 года, когда только начиналась всемирная эпидемия коронавируса с последующим кризисом, затронувшим всю мировую экономику. А в текущем году, как оказалось, средний уровень безработицы в США за три месяца превысил аналогичный показатель за 12 месяцев сразу на 0,53 процентного пункта, что позволило некоторым экономистам глобальных инвестбанков забить тревогу относительно будущей рецессии. Однако на самом деле уровень безработицы ниже 5% трудоспособного населения высоким не является, и, более того, экономика США еще несколько месяцев назад просто нуждалась в охлаждении рынка труда, то есть в сокращении избыточных рабочих мест, поскольку слишком высокая занятость и высокие зарплаты были факторами, генерирующими рост инфляции в США. Биржевые трейдеры, в отличие от аналитиков, не утруждали себя сложными математическими моделями и сравнением статистических данных, а просто объясняли обвал на американском рынке тем, что один из самых известных биржевых игроков мира, американский миллиардер Уоррен Баффет, как раз 2 августа раскрыл информацию, что принадлежащий ему инвестиционный фонд продал половину своего пакета акций Apple и начинает распродавать акции некоторых американских банков, а рецессии в экономике США на самом деле нет.

Хотя «спекулятивная» версия происхождения обвала мировых фондовых рынков в начале августа 2024 года выглядит сегодня более убедительной, чем научная, для обвала фондового рынка США имелись серьезные фундаментальные причины. Уже более двух лет ФРС США сохраняет жесткую денежно-кредитную политику, а в этом году хотя процентные ставки в США не повышались, но держатся на рекордно высоком уровне, невиданном за последние 20 лет. Поэтому неудивительно, что высокие процентные ставки уже начали оказывать не просто неблагоприятное, а пагубное влияние на финансовые результаты американских корпораций и в конечном счете — на экономический рост в США. Фондовый рынок Америки просто, подобно зеркалу, в первые дни августа текущего года отразил не самое благоприятное положение дел в экономике США, сложившееся из-за слишком высоких процентных ставок. В отчетах глобальных инвестиционных банков уже говорится, что, если ФРС снизит процентные ставки в этом году более одного раза, рецессии удастся избежать. И из самой Федеральной резервной системы США уже последовал ответ, что регулятор «открыт» для снижения ставок уже на ближайшем заседании в сентябре.

Обвал фондового рынка Японии, случившийся 5 августа, тоже во многом стал результатом не самых эффективных изменений монетарной политики. Так, Банк Японии незадолго до этого резко изменил денежно-кредитную политику в сторону ужесточения и начал повышать процентные ставки, хотя ранее в течение нескольких лет экономика Японии находилась на плаву и даже чувствовала себя сравнительно лучше, чем экономики стран «Большой семерки», за счет отрицательных процентных ставок. Но в этом году в Банке Японии предпочли бороться с инфляцией вместо стимулирования экономического роста, при том что в Японии инфляция ненамного превышает цель в 2% в год. Негативный результат не заставил себя ждать — при первых же признаках возможной рецессии в США (а у Вашингтона и Токио — тесные партнерские связи в экономике) инвесторы начали сбрасывать акции японских корпораций, которые на сегодняшний день выглядят рискованными активами.

Таким образом, можно ожидать, что до конца этого года произойдет смягчение жесткой денежно-кредитной политики в ряде стран мира, в том числе в США и Японии. В России на сегодняшний день ситуация обратная: в сентябре инвесторы ждут нового повышения ключевой ставки ЦБ РФ, за которым неизбежно последует повышение процентных ставок банков по кредитам и вкладам. А это может привести к торможению экономического роста. Темпы роста ВВП России во II квартале уже замедлились с 5,4% до 4% в годовом выражении, и, хотя для российской экономики такой рост все равно является очень хорошим, уже есть повод задуматься над тем, что высокие процентные ставки в РФ не благоприятствуют экономическому росту. Мировые цены на нефть после недавнего обвала мировых фондовых рынков остаются высокими, что пока спасает российскую экономику от более масштабных потрясений. Борьба с ростом инфляции в России, которая в июле достигла максимума с начала года, конечно, имеет значение. Однако следует учитывать, что рост потребительских цен в РФ генерируют не обязательно монетарные факторы, а такие, например, как решения властей одномоментно повысить тарифы ЖКХ с 1 июля. Чисто монетарные методы этой борьбы — такие, как повышение процентных ставок, — могут не принести желанных результатов, по крайней мере в ближайшее время. Для сравнения: хотя ФРС США, Европейский центробанк и центральные банки других стран Запада сохраняли высокие процентные ставки около двух лет, пока еще инфляция в этих странах остается выше целевого уровня. Но ЕЦБ уже в июне начал снижать процентные ставки, так как несколько стран еврозоны вошли в состояние рецессии, пусть даже не слишком сильной. России рецессия не угрожает, пока цены на нефть высокие, но экономический рост в сырьевой стране — явление достаточно хрупкое и легко может исчезнуть, если тенденцию к росту не стимулировать, а ограничивать.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также