Минимальный уровень доли акций в свободном обращении (free float) нужен для обеспечения ликвидности на рынке, но для допуска к торгам крупных компаний можно делать исключение, сказала в интервью РИА Новости директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова.
Банк России думает о том, чтобы установить минимальный порог free float для допуска компаний к организованным торгам, заявляла в мае глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
«Минимальный уровень free float нужен для обеспечения ликвидности на рынке, чтобы эмитент имел в структуре своих акционеров достаточно репрезентативную долю миноритариев. Когда в капитале компании слишком низкий процент миноритариев, кажется, что компания может игнорировать мнение этого инвестора. Это общемировая история, на всех биржах есть минимальный уровень free float, особенно для попадания в котировальные списки высших уровней», — говорит Логинова.
Вторая сторона медали – это текущее состояние российского рынка и возможности, которые есть для его развития, продолжила она. «У нас есть задача развивать рынок капитала и выводить на рынок не только малые и средние, но и крупные компании. Но при выходе крупной компании ее потенциальная рыночная капитализация может составить сотни миллиардов или триллион рублей, а с free float 10% ей надо будет размещать акции на 100 миллиардов рублей», — отметила она.
«Гипотетически для таких крупных компаний можно в исключительном случае рассматривать возможность снижения уровня free float. Именно поэтому в свое время на Московской бирже были снижены с 10% до 1% требования по размеру free float для второго котировального списка. Биржа сделала это именно для того, чтобы стимулировать выход на рынок крупных компаний, потому что иначе они тормозились о текущий размер рынка. Есть компании, которые этой льготой уже воспользовались, выходили во втором уровне списка и размещались у нас с free float ниже 10%», — сказала она.
«Но базово минимальный free float, конечно же, нужен, потому что и ликвидность, и доля миноритарных акционеров должны быть видимы», — заключила Логинова.