Десять лет продэмбарго превратили Россию в продовольственную супердержаву

Россия за десять лет действия продэмбарго нарастила производство продовольствия на 20%, сократила его импорт на 14%, а экспорт — увеличила более чем в 2 раза. Что стало локомотивом, чем заменили на российских полках итальянский пармезан и нужен ли еще потребителю норвежский лосось, рассказали РИА Новости эксперты и аналитики.
В августе 2014 года президент России Владимир Путин ввел продуктовое эмбарго, закрыв российский рынок для мяса, колбас, рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов и молочной продукции из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Потребитель, привыкший к итальянской моцарелле и испанскому хамону, австралийской говядине и норвежскому лососю, сначала впал в панику, бизнес же — наконец увидел свободные ниши и ринулся их занимать.

Результат не заставил себя ждать — отечественное сельское хозяйство с помощью господдержки за эти десять лет по-настоящему воспряло: производство продукции АПК выросло с 2013 по 2023 год на 20%, до 8,3 триллиона рублей в фактически действующих ценах, говорит руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Олег Князьков. Одновременно снижался ее импорт — на 14%, до 35,1 миллиарда долларов, а экспорт с 2014 по 2023 годы вырос более чем вдвое — до 43,5 миллиарда долларов, добавляет эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин.
«В результате в 2023 году сальдо экспорта и импорта продовольствия достигло исторического максимума и составило 8,4 миллиарда долларов, что свидетельствует об изменении ландшафта рынка продовольствия и успешном развитии его отечественного сегмента. Ключевым фактором развития сельского хозяйства в России послужила государственная поддержка и масштабные частные инвестиции», — отмечает Тренин.

Как результат — достигнутый к 2024 году уровень сельхозпроизводства в России позволяет не только в значительной мере насыщать внутренний рынок (к концу 2023 года уровень самообеспеченности по основным продуктовым группам превышал 85%), но и входить в двадцатку крупнейших мировых экспортеров продовольствия, поставляя продукцию в большинство стран мира, добавляет аналитик.

Это все мое, родное
Лучше всего отечественному АПК удалось замещение мясной и рыбной продукции: здесь самообеспеченность уже достигла 100% и 165% соответственно, причем в последней импорт (креветки, дорадо, тунец) уже не солирует, а только расширяет ассортимент, говорит Тренин. За десять лет, с 2013 по 2023 годы, российский рыбный импорт то существенно падал, то рос, то снова снижался, но в итоге сократился на 35,3%, до 656 тысяч тонн, а производство рыбной продукции за тот же период выросло на 22%, до 4,4 миллиона тонн, добавляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.»До 2014 года значительный объем сельди, поступающий на перерабатывающие предприятия в европейской части страны, был иностранного происхождения. Это несмотря на то, что Россия – крупнейший добытчик сельди в мире. Раньше переработчикам было выгоднее и удобнее покупать импортную продукцию, сейчас они ориентируются на отечественный вылов», — приводит пример Зверев.
Вернулась за эти годы в районы российского промысла популярная в СССР сардина иваси – аналог сельди, а также килька: больше половины шпрот в России до продэмбарго ввозились из Латвии, теперь же на прилавках — 100% российские. Удалось заместить и импортное филе трески и нарастить поставки минтая, добавляет Зверев. Впечатляющие результаты показал и сектор аквакультуры.

«С появлением новой ниши на рынке фермеры наладили выращивание ценных морепродуктов — устриц, мидий и других. За этот период их выпуск вырос с минимальных значений до 84 тысяч тонн по итогам 2023 года. Сегодня 70% устриц в рознице и ресторанном секторе — отечественные», — приводит пример президент ВАРПЭ. Удалось заместить и форель с семгой: только за последние 5 лет в России нарастили их выпуск в 2,4 раза, до 158,6 тысячи тонн. «Причем опросы потребителей и отзывы рестораторов и ритейлеров свидетельствуют о том, что россияне отдают предпочтение именно отечественному лососю, выбирая «мурманскую семгу» или «карельскую форель», — добавляет Зверев.
Кроме того, Россия полностью обеспечивает себя растительным маслом и свекловичным сахаром, а также существенно нарастила производство зерна, которое сегодня занимает больше трети российского экспорта в денежном выражении, отмечает Тренин.»За 2013-2023 годы Россия полностью обеспечила себя зерновыми — с 140% до 171%, мясом — с 84% до 102%, молоком — с 77% до 102% (с учетом союза с Белоруссией), а также растительными маслами – с 98% до 227%… Российский АПК может дать фору любой зарубежной индустрии. Сегодня Россия – №1 в мире по производству зерна и подсолнечного масла, №1 в Европе по производству мяса бройлеров, молока, №2 — по производству свинины», — приводит пример Князьков.

Пока не лидеры
Не так успешно пока идет импортозамещение в молочной сфере и овощеводстве, добавляют аналитики, есть проблемы и в области отечественного семеноводства (особенно по кукурузе, сахарной свекле и в сегменте овощей). Так, в молочной отрасли самообеспеченность в 2023 году достигла 85%, в лидерах — мороженое, молоко, сливки, кефир и йогурты. Хуже обстоят дела с сырами (76%) и сливочным маслом (74%), говорит Тренин.
Однако развитие продолжается, и достичь по молочным продуктам показателя в 90%, закрепленного в Доктрине продовольственной безопасности, можно на горизонте 3-5 лет, отмечает Тренин. По овощам Россия уже в прошлом году приблизилась к нему, достигнув уровня 89,4%.

«Вместе с тем пока сохраняется зависимость от импорта томатов (показатель самообеспеченности – около 70%), тогда как по огурцу он приближается к 100%. Тяжелые климатические условия в ряде российских регионов и высокая зависимость урожайности от погодного фактора обуславливают стабильный интерес компаний к строительству производственных мощностей для выращивания овощей в закрытом грунте, что способствует дальнейшему насыщению рынка», — говорит эксперт.Тяжелее всего обстановка с ягодами и фруктами: здесь невозможно устранить все барьеры, препятствующие достижению самообеспеченности, полагает Тренин. Если производство яблок удовлетворяет внутренний спрос почти на 80%, то по большинству фруктов и ягод отмечается существенная доля импорта из дружественных стран, обусловленная как ограниченностью отечественного производства груш, персиков, черешни и вишни, так и климатическими условиями России, в которых не растут экзотические плоды. Здесь показатель самообеспеченности фруктами и ягодами в стране не дошел даже до 50%, достичь цели в 60% к 2030 году планируется за счет роста производства ягод — голубики, малины, земляники, ежевики и клюквы, добавляет он.

Однако отдельные производители смогли использовать новые возможности на все сто. Так, крупнейшему отечественному производителю молока — компании «Эконива» — удалось с 2013 года в сотни раз увеличить производство, запустить переработку и кратно нарастить ассортимент, на тот момент состоявший только из пастеризованного молока и сметаны, рассказал заместитель генерального директора «ЭкоНива-Продукты питания» Алексей Масленников.
Причем с сырами компания решила не замещать знаменитые и уже знакомые рынку моцареллу и пармезан, а предлагать новые — чтобы развивать культуру их потребления и продвигать российские сыры за рубежом, добавляет он. В результате только за последний год нарастила производство сыров в 7 раз, до 8300 тонн (против 1200 тонн в 2022 году), а в целом выпуск молочной продукции на 70%, до 279,5 тысячи тонн.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также