ФАС: Банки при продаже продуктов делают акцент только на выгодных для потребителя аспектах

Андрей Борисович, как вы оцениваете уровень конкуренции в банковской сфере и на страховом рынке? И как это отражается на потребителях — достаточен ли выбор финансовых услуг и продуктов?Андрей Кашеваров: Банковский и страховой рынок безусловно являются конкурентными, но уровень концентрации на них различен. Региональные и федеральные рынки банковских услуг остаются более концентрированными. В 2023 году наиболее высокий уровень концентрации отмечался в сегментах кредитования и привлечения денежных средств физических лиц.

Рынки страховых услуг в целом менее концентрированные. Так, в 2023 году уровень концентрации на рынках добровольного страхования от несчастных случаев и болезней и добровольного медицинского страхования был умеренным. На рынках каско и добровольного страхования имущества — низким.

В 2023 году на рынке работала 361 кредитная организация и 132 страховые. В целом количество и банков, и страховщиков несколько сократилось за последние годы. По мнению службы, сегодня этими организациями предоставляется довольно широкий спектр финансовых продуктов и услуг. При этом для нас ключевую роль здесь играет все-таки не сам спектр предлагаемых услуг, а их доступность — насколько такими предложениями граждане могут воспользоваться и насколько выбор тех или иных услуг ограничивается искусственными препятствиями.

Важную роль играет и предоставление потребителю всей необходимой информации о продуктах и услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

Доминирующее положение на рынке занимают крупные банки с госучастием. Есть ли возможности конкурировать с ними у игроков поменьше, в том числе региональных? За счет чего они могут конкурировать?

Андрей Кашеваров: Конечно, крупные банки имеют больше возможностей продвигать свои продукты на рынке, что связано как с наличием значительных ресурсов, так и с эффектом масштаба, сетевыми эффектами, опережающим развитием их цифровых сервисов. Но и услуги небольших игроков остаются востребованными, в том числе за счет большей оперативности в принятии решений.

Наша задача состоит в том, чтобы по возможности обеспечить равные конкурентные условия для всех. Мы анализируем действующие нормативные акты, в которых содержатся, на наш взгляд, излишние требования к отбору финансовых организаций для размещения денежных средств, участия в госпрограммах. Наличие госучастия или размер собственного капитала не должны играть решающего значения. Вместо этого для допуска игроков финансового рынка к тем или иным формам господдержки можно было бы использовать национальные кредитные рейтинги.

Что касается программ субсидирования, здесь вообще не должно быть никакого отбора, а исключительно заявительный принцип. Нам уже удалось в 2009 году изменить правила доступа кредитных организаций к программе льготного автокредитования. Первоначально были выбраны всего 8 банков, однако в итоге заявки на участие в программе подали более 90 банков. Это, естественно, увеличило доступность льготного автокредитования для граждан.

Как соблюдаются новые требования к банкам по раскрытию полной стоимости кредита? Поступают ли в ФАС жалобы?

Андрей Кашеваров: Эти изменения внесены в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», соблюдение контролирует Банк России. В рамках своих полномочий в части антимонопольного законодательства ФАС России может рассматривать действия банков, связанные с неполным раскрытием информации о предоставляемых продуктах и услугах, с точки зрения соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию.

Упомянутые изменения в законодательство затрагивают также и Федеральный закон «О рекламе». Так, с 23 октября прошлого года информация о диапазоне значений полной стоимости кредита должна быть указана до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка.

В марте ФАС возбудила первое дело за нарушение нового закона в отношении «Почта Банка». В его рекламе крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4%. Однако данные о сумме, сроке и других важных условиях размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом.

Для защиты прав потребителей страховых услуг был введен «период охлаждения» — как работает эта мера? Фиксируете ли вы нарушения, много ли людей пользуются этой мерой и по каким продуктам?

Андрей Кашеваров: Мера работает очень просто. В случаях, когда страхователь добровольно и осознанно заключает договор страхования, у него не возникает потребности воспользоваться «периодом охлаждения». В остальных случаях, по мнению ФАС России, «период охлаждения» работает достаточно эффективно. Это, в частности, покупка человеком полиса, который не был ему нужен или был навязан дополнительно к договору страхования, заключаемому осознанно. Также «период охлаждения» полезен, когда условия договора страхования после подробного ознакомления с ними оказались не так выгодны для страхователя, как ему объяснили при оформлении договора. В договоре также могут оказаться положения, о которых страхователю намеренно не сообщили. Бывает и так, что человек находит более подходящий ему страховой продукт.

Мы получаем обращения, в которых граждане указывают на использование предоставленных этим периодом возможностей для отказа от договоров страхования, заключенных в моменте при получении кредитов. Основное направление, в котором работает «период охлаждения», в поступающих в Службу обращениях — это банкострахование.

Основным правоприменителем в случае наличия нарушений, связанных с «периодом охлаждения», на наш взгляд, является Служба финансового уполномоченного. Именно она рассматривает жалобы на невозврат страховщиками страховых премий в случаях, когда страхователь воспользовался «периодом охлаждения».

Какие в целом недобросовестные практики финансовых организаций сейчас в фокусе внимания ведомства и по каким продуктам?

Андрей Кашеваров: Основная тематика недобросовестных практик финансовых организаций, с которыми сталкивается Служба, в последние годы не меняется. Это по-прежнему недобросовестные практики в рамках взаимодействия банков и страховщиков, а также практики, связанные с неполным раскрытием как банками, так и страховщиками информации о предоставляемых продуктах и услугах на официальных сайтах и в мобильных приложениях.

При кредитовании физических лиц недобросовестные действия в основном связаны с навязыванием кредитными организациями заключения договора страхования с конкретным страховщиком и неполным представлением информации об условиях кредитования, в том числе о возможности заключить договор с иной страховой организацией. Также банки затягивают сроки принятия полисов, оформленных гражданами самостоятельно, в том числе при смене страховщика в период действия кредитного договора. Не всегда до заемщиков доводится информации о требованиях банка к условиям страхования, в том числе в целях получения пониженной процентной ставки по кредиту.

В январе 2024 года ряд крупнейших банков внесли изменения в условия выдачи ипотечного займа с господдержкой и установили комиссию для застройщиков за каждый выданный ипотечный кредит. После получения жалоб на указанные действия банков ФАС России направила запросы в кредитные организации с целью анализа обоснованности решений об установлении такой комиссии. В настоящий момент служба проводит анализ данных, которые были предоставлены банками в ответ на запросы ведомства. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России примет меры реагирования.

В сфере привлечения денежных средств мы выделяем три периода однотипных нарушений. Первый начался после кризиса 2008 года. Банки ухудшали условия пополняемых вкладов, отказываясь принимать дополнительные взносы во вклад и исключая опцию пополнения вклада под первоначальный высокий процент через введение комиссии за снятие наличных с этого вклада или комиссии за пополнение. Эта волна завершилась антимонопольными делами 2009 — 2010 годов.

Вторая волна возникла в 2014 — 2015 годах. Это, в частности, дело против Тинькофф Банка, который в одностороннем порядке снизил ставку на пополнения по вкладу с 18 до 13%. После вмешательства ФАС России банк, помимо уплаченного штрафа, вернул гражданам 151 млн рублей. Это было сделано добровольно.

Последние дела касались накопительных счетов, банковских карт, кэшбеков. Недобросовестность банков при предоставлении информации о своих продуктах направлена на сокрытие непривлекательных потребительских свойств своих продуктов. Акцент делается только на выгодных для потребителя аспектах.

В прошлом году вы критиковали рекламу накопительных счетов под высокий процент — сейчас такой рекламы снова много, после повышения ЦБ ключевой ставки до 16% такую же ставку предлагают по накопительным счетам, хотя реальные ставки скромнее, в районе 12%. Видите ли вы в этом проблему и как ее можно решить?

Андрей Кашеваров: Эта тема из сферы нашего внимания не ушла. Мы смотрим на достоверность и полноту предоставляемой банками информации по вкладам и накопительным счетам. Если какие-то условия изложены, они должны выполняться. Также все условия по продукту должны быть видны и доступны без сложного поиска. Например, если вы при посещении сайта кредитной организации не увидели какое-то условие, потому что оно «спрятано» в подразделах сайта, мы трактуем это как нарушение антимонопольного законодательства.

Также мы просили банки исключить информацию о накопительных счетах из разделов по вкладам на их сайтах. В глазах потребителя эти продукты не должны смешиваться, потому что условия по ним разные и договорные отношения разные.

В этом году Служба изменила правила формирования «белой» и «черной» книг практик участников финансового рынка — зачем понадобились изменения и в чем их суть?

Андрей Кашеваров: Предыдущий порядок формирования «белой» и «черной» книг действовал с 2017 года. За это время удалось рассмотреть значительное количество новых практик и отобрать лучшие из них в том числе и на финансовом рынке. Для более качественного отбора примеров и повышения эффективности защиты конкуренции в регионах был разработан новый подход, в основу которого заложены критерии оценки проконкурентных и антиконкурентных практик.

Теперь для включения в «белую книгу» региональный орган власти должен привести пример положительного влияния практики на финансовый или любой другой рынок/сферу. При этом включение актов и мероприятий, реализованных во исполнение федеральных законов и поручений правительства или президента Российской Федерации, не допускается.

Также новый порядок расширил перечень оцениваемых направлений — добавлены практики по импортозамещению, разработке и внедрению инструментов цифровизации, в том числе цифровых платформ, направленных на развитие конкуренции.

В «черной книге» акцент сделан на важных и прецедентных делах, а также делах и обстоятельства, которых ранее не рассматривались.

Помимо этого, для оперативности формирования «белой» и «черной» книг сокращены сроки для представления примеров. Это позволит регионам быстрее узнать о лучших практиках, направленных на разв

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также