Министр финансов России Антон Силуанов в первый день саммита БРИКС в ЮАР заявил, что государства-участники объединения обсуждают создание расчетной единицы как альтернативы доллару. Поскольку «коллективный Запад» фактически отрезал Россию от мирового рынка капитала, логично, что вопрос финансовой интеграции с дружественными странами выходит для Москвы на первый план. Какие преимущества у единой валюты БРИКС? Заменит ли она доллар и когда появится?
Разговоры о введении собственной валюты для стран-участниц БРИКС ходят давно. Еще в середине января министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор говорила о необходимости заменить платежи в долларах на «более справедливую» систему денежного обмена, поскольку доллар рассчитан на богатые страны, а более бедным государствам он не выгоден.
В июле 2023-го Антон Силуанов в своем выступлении, касающемся проблематики БРИКС, применял именно термин «единая расчетная единица», подчеркивая, что это будет не аналог евро, который используется Евросоюзом. Можно допустить, что это будет некая единая цифровая валюта, одобренная всем членами БРИКС, но это в данный момент из разряда фантазий. О перспективах введения новой расчетной единицы в работе со странами объединения «МК» рассказали эксперты.
Евгений Калянов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»:
«Предполагается, что единая расчетная единица стран блока БРИКС будет безналичной и наднациональной, то есть странам не придется отказываться от своих национальных валют, как это было при появлении в обращении евро. Она будет использоваться для расчетов между странами блока, в ней смогут выражаться стоимости товарных поставок.
По мнению Минэкономразвития, на первом этапе могут появиться доверенности по новой расчетной единице БРИКС, а также по созданию платежных систем, позволяющих осуществлять платежи между государствами БРИКС с соотношением курсов валют. Таким образом осуществление проекта может реализовываться поэтапно.
Для обращения новой единой расчетной единицы потребуется система, альтернативная SWIFT. Для этого разрабатывается BRICS Pay, которая вероятно сможет начать функционировать не ранее 2025 года».
Александр Шнейдерман, руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс»:
«Создание новой валюты БРИКС обсуждается на саммите в ЮАР как альтернатива доллару. Эта «единая расчетная единица» будет наднациональной валютой, аналогичной евро. Она не заменит рубль/юань, но станет дополнительной валютой для международных расчетов.
На текущем саммите БРИКС вероятно не будет окончательного решения о запуске новой валюты, но обсуждение этой идеи подчеркивает серьезный интерес стран-участниц.
Внедрение новой валюты может занять несколько десятилетий, потребует времени и средств на реализацию. Ситуация в мировой финансовой системе и санкции против некоторых стран делают валюту БРИКС стабилизирующим элементом.
Новая валюта предоставит странам БРИКС новые возможности для развития, экономического роста и поддержки собственных экономик. В долгосрочной и среднесрочной перспективе она может заменить доллар и евро, став сильной альтернативой».
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«В вопросе введения единой расчетной единицы уже предпринимаются некоторые шаги. Так, Бразилия и Китай заключили соглашение о торговле в юанях. А Новый банк развития (НБР) – созданный странами БРИКС – планирует начать кредитование в южноафриканских рандах и бразильских реалах. Ну и российские власти призывали к дедолларизации внутри стран БРИКС. Споры о том, какая же валюта будет единой – юани, рубли, реалы или что-то новое – и будет ли она вообще, еще ходят. Наиболее велика вероятность, что «единой валютой» станет юань, как представитель самой сильной экономики из всех участников.
Однако министр Силуанов, скорее всего, имел ввиду, что странам БРИКС необходим аналог специальных прав заимствования SDR, который использует МВФ. То есть, некая условная валюта, основанная на членских взносах стран-участниц. И это действительно поможет уйти от долларов, евро, фунтов стерлинга или других традиционных международных валют».
Анастасия Чумак, специалист юридической компании «Интерцессия»:
«Для того, чтобы быстро и безболезненно создать альтернативу доллару, нужно просто использовать юань. Разработка какой-то общей валюты в той или иной форме представляется крайне сложной задачей, учитывая разные интересы членов БРИКС и отсутствия единства по многим экономическим вопросам. Та же Индия, потенциально, не очень будет рада усилению Китая, если за основу расчетов будет взять юань. При этом рупия не является такой же ликвидной и конкурентоспособной валютой, как юань.
Если договориться о том, что БРИКС рассчитывается в юанях между собой, то этот переход произойдет достаточно быстро. Прогнозировать создание новой валюты крайне сложно: могут быть актуальными сроки в 5, 10 или 20 лет».
Иллюстрация к статье: