Как пояснили «РГ» в Минфине, законопроект предполагает введение комплексного государственного регулирования табачной отрасли. В качестве модели регулирования используют уже налаженную систему государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.В документе заложен ряд новаций. Так, законопроект предполагает необходимость лицензирования производства и импорта табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Также предусмотрена обязанность производителей регистрировать основное оборудование для производства такой продукции. Если оборудование не используется, его необходимо будет законсервировать. Оборудование, задействованное в незаконном производстве, будет подлежать изъятию. Учет продукции и сырья будет производиться в том числе в системе маркировки «Честный знак». Это обеспечит комплексный подход к осуществлению госконтроля, поясняют в Минфине.
За восемь лет доля нелегальной табачной продукции выросла в 12 раз, лицензировать нужно не только производство, но и торговлю, считают эксперты
Для предотвращения незаконных производства и оборота в документе предусмотрены и иные меры: запрет розничной продажи табачных изделий, никотинсодержащей продукции не в потребительской упаковке, обязательное наличие сопроводительных документов, маркировки при их обороте. «Реализация законопроекта позволит снизить нелегальный оборот табачной и никотинсодержащей продукции», — считают в министерстве.
Вместе с проектом отраслевого закона разработаны также изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный Кодекс РФ. Для спиртного производство и продажа без лицензии, согласно УК, может грозить лишением свободы до трех лет, то же самое в составе организованной группы или в особо крупном размере — до пяти лет. Минфин предлагает такое же наказание за производство и продажу табачной продукции без лицензии. В КоАП также все штрафы, касающиеся алкоголя, будут продублированы на табачную отрасль.
Законопроект единодушно поддерживают власть, бизнес и отраслевые эксперты. За последние восемь лет доля нелегальной табачной продукции выросла почти в 12 раз с 1,1% в 2015 году до 12,9% во втором полугодии 2022 года, свидетельствуют данные Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК). По данным Минпромторга, только за девять месяцев прошлого года ущерб бюджету от нелегального оборота табака составил 61,6 млрд рублей. Одна из причин роста нелегального оборота табачной продукции — в незавершенности законодательных изменений.
Подготовленные меры регулирования давно назрели, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Установление госрегулирования отрасли позволит отслеживать качество табачных изделий, считает он.
Впрочем, у отраслевых экспертов есть ряд замечаний к законопроекту. Например, председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что в табаке лицензирование нужно вводить и на розницу. По его мнению, лицензирование производства не исключает возможность реализации нелегальной продукции в рознице. А директор Союза предприятий индустрии никотинсодержащих изделий (СПИНИ) Дмитрий Владимиров обращает внимание на то, что в законопроекте говорится только о никотинсодержащих изделиях.
Сейчас закон надо принимать как можно быстрее в предложенном виде, считает Рябухин. Уже на практике станет понятно, где и как нужно «докрутить» отдельные положения. Следующим шагом по борьбе с нелегальной табачной продукцией должна стать гармонизация акцизных ставок на территории всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Иллюстрация к статье: