Число квалифицированных инвесторов резко выросло в августе, свидетельствуют данные Московской биржи. Цифры, представленные директором департамента рынка акций Мосбиржи Борисом Блохиным, приводятся в материале РБК.Так, если за период с апреля по июль число «квалов» росло на 1,4–2,8 тыс. человек в месяц и в общей сложности увеличилось на 6,5 тыс., то в августе рост составил сразу 28,4 тыс.; их количество достигло 383,7 тыс. человек.
Статистика ЦБ несколько шире, следует из полученных РБК данных: на конец июля статус квалифицированного инвестора был у 530 тыс. владельцев брокерских счетов. Это самостоятельно торгующие розничные инвесторы (данные по ним отражены в статистике Московской биржи), а также инвесторы с активами в доверительном управлении и участники паевых инвестиционных фондов для физлиц с указанным статусом. За июль число «квалов», по данным ЦБ, выросло на 15,7 тыс. человек, в среднем в последние полгода этот статус получали по 17,4 тыс. инвесторов ежемесячно.
Блохин указал на несколько этапов заметного прироста числа квалифицированных инвесторов. Сначала эта тенденция наблюдалась при введении нового регулирования с октября прошлого года: как напоминает РБК, тогда были утверждены тесты для допуска к операциям со сложными финансовыми инструментами. Текущий всплеск представитель Мосбиржи объяснил недавними инициативами Центробанка. «Инвеcторы хотят подстраховаться, получить этот статус, чтобы сохранить доступ к необходимым им инструментам», — рассуждает Блохин.
Уточняется, что при росте числа квалифицированных инвесторов их доля в торговле стабильна: 43% сейчас против 42% год назад.Еще в конце июля брокеры отметили рост интереса клиентов к получению статуса квалифицированного инвестора.
Банк России 20 июля этого года представил концепцию совершенствования защиты розничных инвесторов. В числе прочего было предложено:
увеличить с 6 млн до 30 млн рублей размер активов, необходимых для получения статуса квалифицированного инвестора, и пересмотреть требования к их формированию;
временно включить сделки с иностранными ценными бумагами в перечень доступных только для «квалов»;
усложнить процедуру тестирования перед покупкой инвесторами сложных финансовых инструментов.