Запуск трансграничного сервиса Системы быстрых платежей обеспокоил российские банки. Ассоциация банков России (АБР) подготовила более 20 замечаний для корректировки проекта положения ЦБ «О требованиях к защите информации в платежной системе. В документе, в частности, регулируются трансграничные переводы через СБП. Регулятор отклонил большую часть предложений банкиров, и это, по мнению участников рынка, может осложнить внедрение нового сервиса, пишет издание.
АБР предлагала ряд технических доработок. Эксперты считают, что главным препятствием для внедрения СБП являются не технологические проблемы, а опасения иностранных банков о вторичных санкциях.
Комментирует председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:
председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет»
«СБП — это же просто технологическая система передачи сообщения, а деньги-то движутся по корсчетам, корсчета открыты в банках, все ложится на обычную банковскую систему, а она у нас, большая часть в санкциях. Банки-участники заграничные могут вступить в СБП-Pay, чтобы подключить к системе переводов, но они так и остаются иностранными банками со всеми требованиями в своей стране. У них еще один канал есть с СБП-Pay, но это же не значит, что они как-то выпали из общего законодательного регуляторного права. СБП — это только форма переводов, содержание оно не меняет, СБП-Pay никак не защитит вас от санкционного списка».
Основное препятствие — это, безусловно, боязнь со строны контрагентов, даже находящихся в странах Евразийского экономического союза, работать с российскими банками из-за возможных санкций, однако также может резко снизиться скорость обработки платежей и весь смысл внедрения системы будет утерян. Комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования
«Владельцем СБП является кто? Центральный банк. А ЦБ находится под санкциями, вот в чем беда. Я не думаю, что есть какие-то существенные проблемы с точки зрения технологий, тем более. что уже шесть банков объявили о том, что готовы работать с Белоруссией в рамках СБП. Но стран таких, которые готовы с Россией [работать] в рамках той же, например, системы «Мир», также не так много. Даже в таких странах, как Армения, возникают очень большие проблемы. И российским-то банкам как бы особо инвестировать в эти сервисы, с учетом того, что в любой момент захлопнется санкционная ловушка, тоже как-то, наверное, не с руки. Но есть и еще одна проблема смежная, на границе политики и технологий. Из-за санкционного давления переводы из России особо тщательно проверяются, и процедуры комплайнса занимают достаточно большое время и, наверное, даже и не могут быть автоматизированы. Так что то преимущество СБП, которое мы наблюдаем здесь в России, буквально мгновенно отправил перевод, через секунду уже им может распоряжаться получатель, вот это преимущество уже ликвидируется скорее всего. Хотя, как минимум Белоруссия, может быть в ближайшей перспективе Армения, Кыргызстан могут все-таки войти в сферу действия СБП».
Банки оценивают сервис как полезный и востребованный, и некоторые уже начали его тестировать. Тинькофф Банк провел первую тестовую транзакцию в киргизский MBANK. В банке «Синара» ожидают в Системе быстрых платежей банков косвенных участников из других стран. Однако когда система трансграничных переводов через СБП начнет полноценно работать, участники рынка предсказать не берутся.
Иллюстрация к статье: