Заявление МИД России о том, что Москва может применить к евро механизмы дедолларизации, если Брюссель станет использовать собственную валюту в качестве инструмента давления и контроля, больше является риторическим, поскольку очень резко связывать политику и экономику нельзя. Об этом заявил «Известиям» директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович во вторник, 19 октября.Ранее в этот же день заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин, курирующий в МИДе международное экономическое сотрудничество, заявил, что если Евросоюз будет исповедовать схожие с США меры сдерживания, Россия применит к евро весь багаж механизмов дедолларизации.
Остапкович выразил мнение, что отношения России и ЕС не достигли такой напряженности, чтобы «отменять евро». Евросоюз — главный потребитель российского экспорта и энергоресурсов, усложнять расчет с ним «крайне сложно», сказал он.
«Все-таки политика находится в зоне компетенции МИДа, а вот экономика и валютные расчеты находятся в зоне компетенции Минфина, правительства и Центрального банка. Это несколько разные ведомства», — сказал эксперт, добавив, что если бы подобные заявления сделал Минфин, вопрос бы стоял по-другому.Кроме того, есть две утвержденные в мире валюты для взаиморасчетов — доллар США и евро, добавил он. Из доллара Россия «постепенно выходит с точки зрения резервов». Если Москва начнет выходить из евро, то перейти сможет разве что в золото, увеличив его долю в структуре Фонда национального благосостояния (ФНБ), однако этот металл «не такой ликвидный». Если, например, наступит форс-мажор, большую партию этого драгметалла можно будет продать лишь с дисконтом, посетовал экономист.
Рассуждая о переходе в юань, эксперт отметил, что это регулируемая валюта, за которую отвечает Центробанк Китая. Пекин же может «в любую минуту девальвировать свой юань», что он уже «не раз делал», и в таком случае девальвируются российские резервы и расчеты.
Помимо этого, есть глобальная система межбанковских переводов SWIFT, расчеты которой «настроены на доллары и евро», напомнил он.
Получается, что применение Россией к евро механизмов дедолларизации ударит по экономике и усложнит процедуру взаиморасчетов с разными странами, подчеркнул Остапкович.
В июне глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство собирается обнулить долю доллара в структуре ФНБ. По его словам, инициатива оправдана, так как сейчас наблюдается нарастание санкционных угроз в отношении России со стороны США.
В июле из структуры средств ФНБ исключили доллар США, долю фунта стерлингов сократили до 5,0%, доли евро и китайского юаня нарастили до 39,7 и до 30,4% соответственно, доля японской иены составила 4,7%, а безналичного золота — 20,2%.
Иллюстрация к статье: