С точки зрения экономики выгодна та рабочая неделя, которая решает ряд важных вопросов, а именно: сокращение доходов и занятость населения. Депутат Госдумы от КПРФ Николай Арефьев предложил избавиться от насущных проблемам путем введения семидневной рабочей недели. Инициатива подверглась серьезной критике, но, по мнению экспертов, её реализацию нельзя исключать. И пока другие страны меняют рабочий ритм и переходят на четырехдневный график работы, дабы разгрузить людей и сделать счастливее, Россия, напротив, откатывается во времена крепостного права.
Помочь российской экономике восстановиться может только семидневная рабочая неделя. Такого мнения придерживается депутат нижней палаты парламента Николай Арефьев. По его словам, предложение перейти на четырехдневку, озвученное Дмитрием Медведевым еще в 2019-м, не имеет под собой никаких оснований.
«Нам не о четырехдневной рабочей неделе надо думать, а о продленке. О том, чтобы и в субботу, и в воскресенье работать, но вытащить страну из разрухи, потому что кругом разруха полнейшая. Страна разваливается на части, а мы думаем, как не работать совсем», — заявил он.
Коллеги не согласились с Арефьевым. Председатель Комитета Госдумы по соцполитике и труду Ярослав Нилов подчеркнул, что нельзя «выжимать из людей, не давая отдыхать». «Увеличение рабочей недели неумолимо приводит к снижению производительности труда и снижению темпов развития экономики», — сказал депутат Денис Кравченко
Между тем стандартом занятости в любой стране считаются — 40 часов в неделю при восьмичасовом рабочем дне. Такую модель утвердили по итогам Версальского мирного договора 1919 года. Тогда была создана международная организация труда (МОТ) и приняты действующие и по сей день нормы. Если более 100 лет назад понимали, что необходимо придерживаться этих стандартов, то возникает вопрос: есть ли основания менять точку зрения сейчас.
Надо осознавать, что такой объем занятости на одного человека (56 часов при графике 7/0) приведет к необходимости уволить где-то 20% персонала, так как такого количества рабочих мест в России нет, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. «Предложение, скорее, можно рассматривать как попытку увеличить безработицу в стране, — полагает он. — Для российской экономики ничего лучше, чем пятидневная рабочая неделя, нет».В связи с тем, что россияне нищают из года в год, введение семидневной рабочей недели — это беспринципно, говорит предприниматель и общественный деятель Дмитрий Потапенко. «Не удивлюсь, если вскоре прозвучат предложения об утверждении 24-часового трудового дня и повышении стоимости коммунальных услуг. Тогда в России появятся, можно сказать, концентрационные лагеря нового типа — без отрыва от производства, — продолжает он. — Возможно, что ситуация дойдет до бреда и такая инициатива ляжет в основу законопроекта».
Предприниматель убежден, что депутатам надо думать совершенно о другом. Например, о снижении затрат наших сограждан на налоги, услуги ЖКХ и продукты питания. «Люди должны иметь возможность получать доход и не тратить много денег на обязательные платежи», — подытожил собеседник «МК».
Предложение увеличить продолжительность рабочей недели до семи дней звучит нелепо, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, реализация такой инициативы приведет росту психологической и физической нагрузки на людей: у граждан ухудшится здоровье, не будет времени на отдых и на воспитание детей. «Мы рискуем откатиться даже не в прошлый, а в 17-18 век, когда было крепостное право», — подчеркивает эксперт.
Вместе с тем, несмотря на всю глупость данного предложения, производительность труда при занятости 56 часов в неделю, по мнению Остапковича, резко бы выросла. «Вырос бы и объем ВВП. Правда, цель не оправдывает средства: пострадал и бы уровень, и качество жизни, — рассказывает он. — Ранее звучали предложения о переходе на четырехдневную рабочую неделю. Власть бросает из огня да в полымя. Это неконструктивно и выглядит по-популистски».
Иллюстрация к статье: