Роскомнадзор хочет запрашивать у новых пользователей социальных сетей и мессенджеров номер паспорта, адрес проживания, телефон и электронную почту, пишет «Коммерсант». Такие требования обсуждаются в рамках нового регулирования по обработке персональных данных. В проекте приказа Роскомнадзора разъясняются механизмы работы единой информационной системы (ЕИС) ведомства по сбору согласий на обработку общедоступных персональных данных.Проект готовится в рамках поправок к закону «О персональных данных», которые частично вступили в силу в марте. В соответствии с ними операторы данных не могут размещать и распространять опубликованную в Сети информацию о пользователях без их согласия. Речь идет о данных из соцсетей, с сайтов объявлений и из открытых реестров. В соответствии с проектом Роскомнадзора пользователь может сам решить, через какую систему давать согласия. Если он выберет ЕИС, придется внести в специальную форму Ф. И. О., реквизиты паспорта, адрес места жительства, номер телефона и электронную почту. Данные будут проверяться через портал госуслуг и могут предоставляться «иным госорганам в случаях, определенных федеральными законами», следует из документа. В нем не уточняется, какие данные интернет-площадка должна запрашивать у пользователя, если он выберет вариант идентификации через ее платформу сбора согласий.
Инициатива Роскомнадзора направлена в первую очередь на социальные сети и мессенджеры, пояснил автор поправок, депутат «Единой России» Антон Горелкин. У сервисов, по его словам, будет выбор: либо они запустят собственные платформы для сбора согласий, либо будут использовать ЕИС. Собирать согласия придется только с новых пользователей сервисов, в случае несоблюдения соцсетями требований им грозит штраф до 100 тыс. рублей, уточнил Горелкин.
В своем Telegram-канале он сообщил, что «пугалке про Интернет по паспорту столько же лет», сколько в России существует Интернет, пишет РБК. «Речь идет о единой информационной системе, подтвержденный аккаунт в которой можно будет использовать для регистрации на множестве ресурсов и соцсетей и управления своими персональными данными», — отметил Горелкин. По его словам, при этом никто не запретит соцсетям или иным сайтам использовать свои способы верификации пользователя, например по номеру телефона.
Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян пояснил РБК, что по закону согласие на распространение данных, предназначенных для публичного распространения, можно дать с помощью информационной системы Роскомнадзора, если на то будет желание пользователя. «Данное постановление устанавливает основные нормы работы такой системы. При этом мессенджеры у нас общедоступную информацию не распространяют, и нужно заметить, что большинство социальных сетей — тоже. Поскольку если данные публикуются пользователем самостоятельно, то в соответствии с законом они не являются распространяемыми. Везде, где вам необходимо дать согласие на опубличивание ваших данных, у вас существует опция дать согласие не самому сайту, а использовать информационную систему Роскомнадзора», — объяснил он.
В текущей версии под действие нового регулирования попадает любое распространение персональных данных с согласия гражданина не только онлайн, но и офлайн. Операторами персональных данных могут быть как органы власти, так и юридические и физические лица (социальные сети, мессенджеры, сервисы знакомств, платформы бесплатных объявлений, банки, операторы связи и др.). Они определяют, какие данные будут обрабатывать и с какой целью.
Ни Роскомнадзору, ни соцсетям ни к чему такой объем данных, если они не планируют передавать их правоохранительным органам или монетизировать через рекламу, считает эксперт «Роскомсвободы» Михаил Третьяк. По его мнению, есть также риск злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
Иллюстрация к статье: