Рациональное использование водных ресурсов и санитария для всех – так звучит цель устойчивого развития №6, определенная ООН. В формировании целей участвовали и представители России, а одним из ключевых источников водных ресурсов планеты является наш Байкал. Среди озёр он занимает первое место в мире по объёму запасов пресной воды. Но количественные показатели не имеют никакого смысла, если не брать в расчет качество. Поэтому вопрос санитарии имеет к священному озеру непосредственное отношение. Как обезопасить его от стоков обсуждали на посвященном сохранению Байкала онлайн-круглом столе, который организовали Коалиция за устойчивое развитие страны, интеллектуальный деловой клуб «Байкальские стратегия» и общероссийская общественная организация «Социально-экологический союз».
Очистные сооружения вдоль Байкала, большинство из которых были построены еще в конце прошлого века, сегодня не отвечают экологическим нормам ни по очистительным мощностям, ни по применяемым технологиям водоочистки. По оценкам экспертов, ежегодно в озеро попадает от 160 до 400 тонн нефтепродуктов и сточных вод. По данным государственного экологического мониторинга величина удельного комбинированного индекса загрязненности вод реки Селенги, впадающей в Байкал, в ее устье ниже села Мурзино в 2010 году была 2,5, в 2013 – 3, в 2018 – 2,83 (индекс от 2 до 3 – загрязненная вода).
Ученый секретарь научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал, доктор экономических наук Ирина Орлова считает, что сточные и подсланевые воды кораблей Байкальского флота также являются серьезной проблемой.
— У муниципалитетов нет денег на строительство очистных сооружений, — отметила она, — поэтому важно, чтобы в федеральном проекте «Сохранение озера Байкал» деньги шли не только на строительство в крупных городах — Иркутске и Улан-Уде, но и вокруг Байкала, в центральной зоне и тем более в водоохранной зоне – прибрежных поселениях. Крупная турбаза может строить их за свой счет, туризм в зоне Байкала довольно активный, прибыльный, а вот в муниципальных образованиях альтернативы государственному финансированию нет. Надо искать иные возможности, включать софинансирование различных хозяйствующих субъектов, развивать взаимовыгодное партнерство.
При этом финансы – не единственный камень преткновения. Безусловно, сохранение Байкала требует безотлагательных мер и современных технологий по очистке сточных вод и отходов деятельности промышленности и человека. Но принятие специальных законов с ужесточением технологических нормативов привели к тому, что страдают и отдельные люди, и сама экологическая идея. Модернизированный приказ Минприроды сделал практически невозможным строительство очистных, которые сбрасывают напрямую в Байкал очищенные стоки: нормативы были подняты так, что преодолеть их с помощью существующих отечественных технологий невозможно.
Директор муниципального предприятия, обслуживающего очистные сооружения в Северобайкальске, Игорь Кутузов рассказал, что очистные не могут выполнять приказ Минприроды №83, который в десять раз ужесточил нормативы по содержанию фосфатов, при этом их в поступающей от населения воде довольно много.
У новых очистных, запущенных в этом году в бурятском селе Максимиха, другая проблема. К лету они вышли на полные мощности – 150 кубометров очистки сточных вод в сутки, однако официально еще находятся в стадии пуско-наладки. Специалист МУП «Водоканал» Ольга Поликутина опасается, что как только очистные будут официально запущены в строй и надо будет оформлять разрешительную документацию, получить её не удастся, поскольку технология предполагает сброс очищенных вод на поля фильтрации. А этот вопрос в законодательстве не урегулирован. Есть риск, что, несмотря на высокий процент очистки (94-96% по разным загрязняющим веществам), при работе очистных придётся платить за сверхлимитные сбросы.
Отдельная проблема для Байкала – дополнительная антропогенная нагрузка, возрастающая с развитием туризма. Выступая на круглом столе, руководитель проектов Фонда «Озеро Байкал» Екатерина Терентьева подняла тему доступа к санитарной инфраструктуре в аспекте устойчивого туризма. И предложила вывозить жидкие бытовые отходы и сточные воды с туристических объектов, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Специалисты-экологи отметили, что такая транспортировка с побережья озера на очистные сооружения, оборудованные пунктами приема сточных вод от ассенизационных машин – единственный рациональный вектор развития безопасного водопользования и санитарии на Байкале.
Поддержала эколога и ученый Ирина Орлова. Она высказала мысли о том, что прежде, чем призывать людей к вывозу отходов, необходимо создать пункты очистки и канализования. Нужно выработать экономическое стимулирование за сдачу бытовых отходов, также необходимо установить на все выпускные коллекторы, стоки и трубы онлайн-датчики, чтобы фиксировать, какие стоки и в каких количествах сбрасываются.
Это предложение имеет под собою глубокую основу. В воду попадает большое количество биогенных элементов – азота и фосфора, являющихся питательными веществами, вызывающими бурный рост спирогиры (нитчатые зеленые водоросли – прим. редакции). Процесс взрывного увеличения зеленой массы спирогиры приводит к массовым вымираниям рыбы, появлению в воде ядовитых бактерий. Потребление такой воды становится опасно для людей.
Особенно вредны фосфаты. Их поступление в воду нанесло серьёзный ущерб озеру Эри в США. На фосфаты в стиральных порошках наложен запрет во многих странах мира, но в России и бывших странах СНГ его пока нет. Ввести ограничение на продажу таких порошков в пределах Байкальской природной территории предложил представитель Северобайкальска Игорь Кутузов. К примеру, в находящемся в городе вагонном и локомотивном депо Восточно-Сибирской железной дороги уже отказались от фосфатосодержащих средств для мытья вагонов. Там применяют только биоразлагаемые моющие средства.
Стоит отметить, что о проблеме фосфатов говорили и в ходе обсуждения предложений по проведению Года Байкала. Депутаты Госдумы подготовили пакет мер по защите озера, в частности, предложили запретить фосфатосодержащие моющие средства, ограничить использование пластика, а также ужесточить ответственность судовладельцев за загрязнение озера бытовыми стоками и подсланевыми водами.
Иллюстрация к статье: