Банки поддерживают предложение о списании денег со счетов в случае отсутствия связи с клиентом и невозможности обновить сведения о нем, сообщили «Известия».
Это предложение «Абсолют-банка» планируется законодательно оформить в рамках «регуляторной гильотины» — улучшения нормативно-правовой базы для регулирования финансового рынка. Предложение поддерживают крупные банки, среди которых «ЮниКредит», «Зенит», Россельхозбанк, Росбанк, Промсвязьбанк и другие.
Банки обязаны не реже одного раза в год обновлять сведения о владельцах счетов. Если сведения по клиенту не обновлялись, то банки могут только принимать и зачислять деньги на счет, но не вправе списывать комиссии за ведение счета или платежи в погашение кредитов клиента.
ЦБ РФ ранее указывал на возможности «спящих счетов» для проведения сомнительных операций. «Возможность взимания комиссий с «брошенных счетов» при их последующем закрытии может выступить как профилактика сомнительных операций», — отметили в Промсвязьбанке.
В апреле 2016 года ЦБ РФ опубликовал рекомендации «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». ЦБ рекомендовал банкам обращать внимание на операции, которые вдруг начинает проводить малоактивный или «спящий» клиент. По оценке Банка России, счет может быть «спящим» три месяца, а после через него начинают совершаться сомнительные операции — длинные цепочки контрагентов, перечисления без экономического смысла.
Таких спящих счетов может быть несколько у одного клиента в разных банках для избежания блокировки, и он переключается с одного на другой для вывода капитала, незаконного обналичивания, ухода от налогообложения, дачи взяток. ЦБ рекомендует банкам обращать внимание на такие счета и клиентов и блокировать возможности дистанционного банкинга при первых признаках незаконных операций.
Новое предложение банков поможет бороться с недобросовестными клиентами, заявил РИА Новости директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.
«Данная мера направлена отнюдь не на «выжимание соков» банками, а исключительно на борьбу с недобросовестными клиентами. На операциях добросовестных клиентов новый механизм в случае его принятия никак не скажется, – пояснил Уклеин. – Недобросовестные клиенты банка могут совершать мошеннические действия, например, с недействительными паспортами или украденными сим-картами, а также использовать «спящие» счета для проведения сомнительных операций».
Иллюстрация к статье: