Кассовая аномалия. «Поджог» и «тетрадка»

Предвестником скорого отзыва лицензии банка может быть не только резкое сокращение кассы, но и, напротив, ее аномально высокий рост. Такая аномалия может свидетельствовать о «поджоге» или о наличии «тетрадки».

Отзыв лицензии у Невского Банка, произошедший 12 декабря, был сопряжен с удивительным событием: хотя в этом банке на 1 декабря активы составляли всего 2,35 млрд рублей, ЦБ заявил, что «в первой декаде декабря т. г. неустановленными лицами у кредитной организации похищены наличность и ценные бумаги на общую сумму более 3 млрд рублей».

Как произошло это чудо? Предположить, что за первую декаду декабря в банк, находящийся в предсмертной агонии, добрые, но финансово неграмотные самаритяне принесли 650 млн рублей, было бы опрометчиво.

Не исключено, что эти 3 млрд рублей были предварительной оценкой и временная администрация в итоге обнаружит существенно меньший объем криминального вывода — возможно, менее 2 млрд рублей. Так как ликвидных активов в банке на 1 декабря было всего на сумму 1,86 млрд рублей. Дождемся баланса банка на дату отзыва лицензии.

В финансовой отчетности банка обращает на себя внимание удивительное обстоятельство: касса за ноябрь выросла более чем в три раза. Никогда ранее в этом банке она не росла столь быстро, по крайней мере, с 2008 года. Кроме того, за октябрь касса выросла на 73,6%.

Создается впечатление, что криминальные банкиры загодя мобилизовали кеш для вывода. Возникает вопрос: как прохиндеи объяснили регулятору нужду в таком объеме наличных — 20,9% от размера активов? Воистину прекрасно, что куратор банка с таким доверием отнесся к своим подопечным.

Аналогичная, только еще более впечатляющая кассовая аномалия наблюдалась в банке «Крыловский» (лицензия отозвана 2 августа 2017 года). За последний месяц перед отзывом лицензии касса выросла в 17,6 раза — с 0,4 млрд до 7,6 млрд рублей. Основной причиной взрывного роста в этом банке стал стремительный рост вкладов: за тот же месяц они увеличились на 5,9 млрд рублей — более чем трехкратно. Оказывается, банк превратил забалансовые вклады в «балансовые». Однако привилегию рассчитываться с вкладчиками хитроумные крыловцы оставили АСВ, так как «временная администрация ЦБ по управлению банком «Крыловский» установила, что в преддверии отзыва лицензии в балансе финучреждения отражена недостача денежной наличности в кассах подразделений московского филиала на общую сумму 7,3 млрд рублей».

Не удивительно, что и в «Невском» могла образоваться «тетрадка».

Аномально резкие изменения кассы (в разы превышающие по абсолютному значению средний уровень изменений), как в сторону роста, так и в сторону уменьшения, — это тревожный сигнал, признак надвигающейся катастрофы. Как критически высокие скачки давления у человека. Аномально резкий рост кассы — один из возможных признаков «тетрадки». Хотя, разумеется, могут быть и другие причины этого скачка. Например, «поджог» банка — когда банк в ожидании скорого конца начинает активно заниматься обналом или валютными операциями, а также выводить активы. Примером такого «поджога» является судьба БайкалБанка. За месяц до отзыва лицензии касса банка выросла в 3,5 раза. Иногда «подожженный» банк может «гореть» достаточно долго, пример — Анталбанк и «Агросоюз». И БайкалБанк, и Анталбанк, и «Агросоюз» принадлежали серийному банкстеру Илье Клигману.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также