Банк России проводит комплексную проверку негосударственных пенсионных фондов (НПФ), работающих с накоплениями. Два крупных фонда — «Будущее» и «Лукойл-гарант» — уже приняли проверяющих из ЦБ, что подтвердили представители этих фондов. «Центробанк раз в три года должен проверять деятельность НПФ. Последняя массовая проверка была в фондах в 2014 году — перед акционированием. Сейчас, когда прошло три года, весь рынок готовится к комплексным проверкам», — объясняет топ-менеджер НПФ, входящего в топ-10, до которого пока проверка не дошла. По его словам, комплексная проверка длится два-три месяца и затрагивает все стороны деятельности фонда: исполнение законов и персонифицированный учет, инвестиционную политику и качество активов, назначение выплат пенсий, своевременность и правильность расчетов и т. д.
«В рамках комплексной проверки ЦБ проверит и вопросы по итогам переходной кампании 2016 года», — уверен собеседник издания. «Текущая проверка — плановая история и касается исполнения фондами требований регулятора», — подтверждает представитель НПФ «Лукойл-гарант». Он тоже связывает проверки с истечением трехлетнего срока.
В пресс-службе ЦБ сообщили, что при вступлении НПФ в систему гарантирования проверялись достаточность собственных средств и активов фондов, раскрытие ими информации, управление конфликтом интересов, требования к квалификации и деловой репутации, а также организация инвестиционной деятельности и систем внутреннего контроля и риск-менеджмента. При этом особое внимание уделялось качеству активов, и НПФ заменяли активы ненадлежащего качества.
«Несмотря на жесткие критерии, часть фондов пустили в систему гарантирования с неидеальным портфелем активов», — указывает директор по корпоративным и суверенным рейтингам RAEX Павел Митрофанов. С учетом последних ужесточений у регулятора могут появиться вопросы к некоторым активам.
С ним не согласен гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов: он ждет основных сложностей в другом — в нарушениях идентификации граждан. «У некоторых фондов, которые вступили в систему гарантирования, количество необновленных персональных данных могло достигать 20% от общего числа застрахованных лиц, — рассказывает Околеснов. — Иногда в базе данных есть только имя, но нет ни актуального паспорта, ни проверенного номера телефона». Тогда ЦБ снисходительно отнесся к большинству участников рынка. Сейчас, спустя три года, снисхождения не будет, а для некоторых фондов проблема осталась нерешенной, резюмирует Околеснов.
Иллюстрация к статье: