Экономический кризис в России, спровоцированный упавшими ценами на нефть и санкционными войнами, не торопится отпускать нашу страну. Несмотря на прогнозы чиновников, которые обещали максимум два года падения и стагнации, после которых должен был вновь возобновиться экономический рост, крупный бизнес, в том числе и с государственным участием, готовится к продолжительной «засухе». Сбербанк России заявил, что намерен в течение ближайших пяти лет сократить от 30 до 50% своих отделений в регионах страны.
Формальная причина, которую озвучил крупнейший российский банк – изменение потребительских привычек клиентов и переориентация на интернет-услуги. Однако действительно продвинутые в этом смысле пользователи считают Сбербанк довольно консервативным и предпочитают более современные интернет-банки и кредитные карты, которые можно заказать онлайн. Главная касса страны и её отделения в 83 субъектах федерации – это оплот как раз-таки тех, кто не то, что с интернетом и мобильным банком, даже с банкоматами не дружит.
Эксперты уверены, что дело тут вовсе не в переходе на высокие технологии, а в необходимости сокращения расходов. «Государство продолжает сокращать объекты инфраструктуры, вслед за школами, фельдершскими пунктами, поликлиниками и больницами дошла очередь и до отделений Сбербанка, — констатирует в Facebook научный сотрудник Центра экономических и политических исследований Сергей Григоров. — Будем ещё бегать за государством, чтобы ему деньги отдать и в очередях стоять. А не успели государству деньги отдать — в суд, и тогда к вам судебные приставы за ваш счёт к вам домой приедут».
Буквально несколько дней назад в СМИ появилась ещё одна новость на ту же тему: Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с презентацией банка, сообщил, что в 2017-ом году финансовый институт планирует сократить на 8% число своих сотрудников, а это порядка 26 тысяч человек. В первую очередь, речь идёт о персонале call-центров, который заменит искусственный интеллект. Зато IT-специалистов Сбербанк собирается нанимать активно: только в первые три месяца года будут открыты 200 соответствующих вакансий. Пользователи соцсетей, правда, пока не верят, что это обойдётся банку дешевле, чем обычные кассиры. «Вместо десяти операционисток придётся нанять двух программистов, одного спеца по компьютерной безопасности и их начальника, каждый из которых будет дороже тех десяти», — пишет в Facebook москвич Алексей Макаров.
Признаваться в том, что он вынужден экономить, Сбербанк не хочет, поэтому сокращения также объясняет развитием интернет-банкинга. А вот западные финансовые институты говорят, как есть: такой подход позволяет экономить миллионы евро. Что интересно, пионер этого движения — крупный голландский банк ING, который в октябре этого года объявил, что заменит 5800 своих сотрудников роботами и сэкономит на этом 900 миллионов евро в год. А буквально вчера, 21 декабря, газета «Коммерсант» сообщила, что по её информации главный операционный директор ING Барт Шлатман может стать руководителем нового блока трансформации Сбербанка до 2018-ого года. Неслучайное совпадение, неправда ли?
Похоже, Сбербанк всерьёз готовится работать в условиях экономического затишья и стагнации и готов вкладываться сейчас в сокращение расходов в перспективе нескольких лет. А это значит, что выход из кризиса в конце тоннеля пока не маячит.
Иллюстрация к статье: