Минфин России обнаружил сложности с реализацией схемы сквозного финансирования, предполагающей выделение средств на инвестиционные проекты из Фонда национального благосостояния (ФНБ) через банки. Об этом пишет в четверг газета «Ведомости» со ссылкой на замминистра финансов Алексея Моисеева.
Проектное финансирование предполагает, что деньги будут сначала вкладываться в капитал банка, а он потом выделит их на поддержку проектов, определенных правительством.
«Чтобы деньги, вложенные банком в облигации, продолжали полностью учитываться в капитале, купленные бумаги должны быть высшего качества, иначе Центробанк по нормативам «Базель III» моментально спишет часть суммы из капитала», — сказал Моисеев. Проблема состоит в том, что бумаги SPV, которые создаются под многие инфраструктурные проекты, низкого качества, замечает Моисеев: даже если у проекта прекрасная экономика, SPV обособлена от основной компании и у нее нет рейтинга. А значит, вложения банка частично будут списаны из его капитала.
С помощью схемы сквозного финансирования правительство хотело помочь ВТБ и Газпромбанку — 250 млрд и 100 млрд рублей соответственно. Пока только ВТБ получил 100 млрд рублей на инвестпрограмму РЖД. На эти деньги банк купил ОФЗ, а в апреле они должны быть вложены в облигации РЖД. Еще на 38 млрд рублей из ФНБ Газпромбанк купит бумаги госкомпании «Автодор» для финансирования строительства ЦКАД (всего проект должен получить 150 млрд рублей). 150 млрд рублей из ФНБ будет выдано РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба, но деньги вкладываются в привилегированные акции, поэтому банки в схеме задействованы не будут, рассказывали два чиновника.
При финансировании проекта НОВАТЭКа по строительству завода «Ямал СПГ», которому обещано 150 млрд рублей из ФНБ, Минфин столкнулся с проблемой нормативов. Изначально Минфин хотел профинансировать проект через банки. Но первые 75 млрд рублей были выданы в феврале напрямую — куплены бумаги ОАО «Ямал СПГ». Решение было принято из-за проблем с нормативами — проект выведен на отдельную структуру, отмечает чиновник, участвовавший в обсуждении механизма. НОВАТЭК рассчитывает во 2-м квартале получить второй транш, говорил ранее предправления компании Леонид Михельсон.
Возникнет ли проблема с другими проектами, пока не ясно, их финансирование с помощью ФНБ и структура этого финансирования только обсуждаются, сказал федеральный чиновник, но решать ее нужно сейчас.
На средства ФНБ претендует и «Роснефть» — ее заявка была частично одобрена Минэкономразвития: 300 млрд рублей — на четыре проекта. Деньги могут быть вложены в облигации самой «Роснефти», но министр экономического развития Алексей Улюкаев настаивал на инвестициях именно в проектную компанию. Только так можно убедиться, что средства ФНБ будут вложены именно в проекты, а не пойдут, например, на погашение долга, объяснял он. Представитель «Роснефти» не ответил вечером на запрос «Ведомостей».
Минфин и Минэкономразвития сейчас думают, как решить возникшую проблему, подчеркнул Моисеев. Попросить компанию «перевесить» проект на материнскую компанию — не вариант, сказал он: нельзя ломать его структуру. SPV, как правило, более удобная для иностранных партнеров форма, отмечает замминистра. Например, в финансировании «Ямал СПГ» участвуют китайские и французские соинвесторы.
Представитель Минэкономразвития сказал, что это вопрос Минфина. В ВТБ и Газпромбанке отказались от комментариев.
Иллюстрация к статье: