В России обсуждают возможность частичного ослабления продовольственного эмбарго в отношении Греции и Венгрии, оказавшихся на отшибе Евросоюза. Россия преследует политические цели, стремясь расколоть настроения в Европе, констатируют эксперты. Однако ввести исключения для контрсанкций может оказаться сложнее, чем отменить их полностью для всех стран.
В начале марта уже вторая страна Евросоюза – Греция – попросила Россию частично снять или ослабить продуктовое эмбарго. На встрече с представителем Минсельхоза Алексеем Алексеенко греческий замминистра сельскохозяйственного развития Панайотис Сгуридис огласил просьбу об отмене эмбарго на поставки апельсинов, клубники и персиков.
В Греции есть проблема с продукцией, которую там хотят разрешить к ввозу, Россия заинтересована в поставках тех же товаров, поэтому решение может быть взаимовыгодным, считает Алексеенко.
«Греция обратилась к нам с такой проблемой, – уточнил он. – Санкции ударили по греческим производителям очень жестко, но не совсем заслуженно, поскольку греки не выступали за санкции».
Греция действительно не выступала за санкции против России в прошлом году, хотя к мнению аутсайдера Еврозоны не прислушались. Положение Греции сейчас стало еще более шатким: страна ведет бесконечные переговоры с кредиторами о реструктуризации многочисленных займов.
Греки не одиноки в своих сепаратных переговорах о возможном пересмотре санкций. Ранее с похожей просьбой во время визита президента России Владимира Путина в Венгрию обращались и представители этой не самой богатой европейской страны, которая к тому же очень серьезно зависит от российских поставок газа.
По данным ФТС, в 2014 году в категории «Съедобные фрукты и орехи» Россия импортировала из Греции 90,6 тыс. тонн продукции на сумму почти $150 млн, из Венгрии – 8,5 тыс. тонн продукции стоимостью почти $12 млн. При этом за весь 2013 год из Греции было импортировано 126 тыс. тонн фруктов и орехов за $210 млн, из Венгрии – 5,7 тыс. тонн за $7,8 млн.
Возможность одобрения просьбы Греции озвучил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, Россия может разрешить импорт сельхозсырья при условии инвестиций западных компаний в создание мощностей его переработки.
Впрочем, для частичной отмены продовольственного эмбарго необходимо найти решение, которое не будет делать «страновые исключения», заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Как уточнил глава ведомства, сейчас Россия ищет пути ослабления продовольственного эмбарго для Венгрии и Греции, «не противоречащие нормам ВТО». «К сожалению, вопрос ввода или отмены санкций относится к компетенции наднациональных органов», – напомнил Улюкаев.
Вопрос об эмбарго действительно относится к компетенции наднациональных органов, пояснил партнер практики таможенного права и внешней торговли Goltsblat BLP Владимир Чикин.
Запреты и разрешения на ввоз товаров в Россию действительно относятся к компетенции Евразийского экономического союза, указывает юрист. «Существует процедура введения односторонних мер любой из стран: государство может ввести меры самостоятельно при условии уведомления и согласования совместных мер с другими странами-участниками, – объясняет он. – Однако продовольственное эмбарго Россия не согласовывала, формального уведомления от России в Евразийскую экономическую комиссию не поступало. Формально процедура согласования общей позиции с Белоруссией и Казахстаном не была соблюдена».
Поэтому необходимость обсуждения частичного снятия санкций с ВТО или государствами – членами ЕАЭС после введения несогласованного продовольственного эмбарго выглядит не совсем понятной, отмечает юрист.
Помимо этого введенное в августе продовольственное эмбарго было введено исходя из требований национальной безопасности, то есть без соблюдения процедур Всемирной торговой организации.«Главная цель ВТО – обеспечить свободу торговли и недискриминационный подход, поэтому в рамках организации страновые исключения незаконны», – объясняет юрист. В то же время прошлогодние продуктовые санкции для ряда стран уже создали диспаритет во внешней торговле, и частичное снятие санкций его устранить не сможет.
«Всем странам, имеющим одинаковый статус, должны быть предоставлены одни и те же условия торговли, – указывает Чикин. – Весь Евросоюз пользуется режимом наибольшего благоприятствования, поэтому по правилам ВТО исключений для Греции и Венгрии, которые входят в ЕС, быть не должно».
В вопросе о частичном снятии санкций Москва преследует не столько экономические, сколько политические цели, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По мнению политолога, Россия хочет «расколоть» Евросоюз. В объединении, поясняет он, есть несколько стран, по каким-либо причинам занимающих сторону Москвы. Например, недавно в Россию с визитом прилетал премьер-министр Кипра, Путин посещал Венгрию, в Греции к власти пришли к люди, выступавшие с критикой политики ЕС, напоминает Макаркин. «Эти страны рассматриваются как возможные партнеры России, которые могут замедлить принятие новых санкций, – считает он. – В обмен они могут получить какие-нибудь преференции».
Впрочем, как полагает политолог, смягчения санкций в отношении Греции или Венгрии в ближайшее время ожидать не стоит. «Концепция ВТО – это запрет дискриминации. В случае с продовольственным эмбарго ее можно перефразировать: если наказывать, то всех без исключения, – объясняет Макаркин. – Санкции, конечно, не соответствуют духу Всемирной торговой организации, но исключения соответствуют ему еще меньше». По его мнению,
частичное снятие санкций будет воспринято в Евросоюзе еще более негативно, чем реакция на само эмбарго.
Также разговоры о снятии эмбарго остаются действенным рычагом и инструментом давления в отношениях между странами.
Иллюстрация к статье: