Давненько мы не говорили о государственном долге США. Сейчас в кругах креативной общественности принято над ним смеяться, однако искромётные шутки — негодный способ рассчитаться по долгам, тем более что шутки про неподъёмный долг США последнее время всё больше напоминают юмор висельников.
Я перевёл на русский язык и в русские реалии табличку от 2011 года, в которой бюджет США сравнивался с бюджетом обычной семьи. Если бы дядюшка Сэм жил в России, его финансы выглядели бы вот так:
— Ежемесячные доходы семьи: 81 тысяча рублей
— Ежемесячные расходы семьи: 143 тысячи рублей
— Ежемесячное увеличение долгов: 62 тысячи рублей
— Общий долг: 6 миллионов 422 тысячи рублей
— Урезанные расходы: 1,5 тысячи рублей
Как полагаете, изменилось что-нибудь за прошедшие с 2011 года пять лет? Да, вы угадали. Изменилось. За эти пять лет долг вырос (переводя в систему координат нашей вымышленной семьи) с 6,4 млн до 8,8 млн рублей. Проще говоря, семья дядюшки Сэма живёт не по средствам, и её банкротство столь же неизбежно, как и наступление зимы.
Если бы речь шла об обычной семье, исход событий был бы вполне предсказуем. Банки перестали бы в итоге давать дядюшке Сэму деньги в долг, и тот вынужден был бы тратить меньше. Резкое урезание расходов привело бы и к уменьшению доходов, а ещё больше уменьшение доходов — к ещё большему уменьшению расходов.
Через какое-то время дядюшка Сэм обнаружил бы, что зарабатывает 20 тысяч вместо восьмидесяти и тратит тоже 20 тысяч вместо 140, но зато долги с него списаны, и он впервые за очень долгое время живёт по средствам.
Примерно того же следует ожидать и реальным американцам. Работа печатного станка неизбежно выльется в итоге в обесценивание доллара, после чего резко обеднеют все: от государства и бизнесменов до среднего класса и профессиональных безработных. При этом, повторюсь, чудес в нашей жизни не бывает — рано или поздно любая долговая пирамида рушится. Если учесть, что только при президенте Обаме долг США вырос в два раза, конец должен уже быть близок.
Сколько времени осталось финансовой системе США до этого трагического события? Точно сказать не может никто. Однако иностранные Центробанки уже активно сливают ГКО США. То же самое делают и частные инвесторы:
На голом печатном станке долго американцы не продержатся. Через какое-то время им придётся включить ПОПС (политику отрицательных процентных ставок), а потом и столкнуться вплотную с последствиями обесценивания доллара.
Серьёзно болен и американский бизнес. Корпорация Exxon Mobil, например, из-за резкой просадки доходов вынуждена уже тратить остатки денег на выкуп собственных акций. Из нефтяного гиганта она стремительно превращается в обычную финансовую пирамиду:
Долгосрочный долг компании вырос за последние три года вчетверо, с 7 до 30 млрд долларов. Мало того — компания отчиталась о резком снижении запасов нефти. По сути, корпорация живёт в долг, и этот долг уже практически безнадёжен… если только цены на нефть не взлетят завтра до 150-200 долларов за баррель.
Не лучше чувствуют себя и простые граждане. Количество бомжей в Нью-Йорке удвоилось за последние 10 лет — обновлён держащийся со времён Великой депрессии рекорд:
Всё грустно и с американской медициной — одной из самых проблемных зон современной Америки. Барак Обама упорно пытался исправить ситуацию в медицине масштабными реформами, но, увы, не преуспел: короткое одеяло довольно сложно натянуть одновременно и на ноги и на голову
Зарплаты врачей в США очень высоки, но это всё равно не помогает врачам оптимистичнее смотреть на свою работу. У простых гражданах, сами понимаете, ситуация ещё хуже — стоимость медицинских услуг в Америке запредельно высока. Так, многие американцы в случае болезни предпочитают заниматься самолечением вместо похода к врачу: ведь заранее не ясно, будет ли покрыта большая часть стоимости лечения страховкой, или же невезучему пациенту придётся подавать заявление на банкротство.
Подведу итог
Знаменитый Нассим Талеб — талантливый экономист, верно предсказавший кризис 2008 года — упоминает в одной из своих книг график благосостояния индейки.
На первый взгляд жизнь индейки сытна и стабильна: заботливые хозяева её кормят, и индейка каждый день прибавляет в весе. Если вы спросите индейку о будущем, та скажет вам, что у неё всё отлично, что она и дальше будет планомерно набирать вес.
Вместе с тем рано или поздно наступает День благодарения — праздник, когда американцы убивают индеек по всей стране в знак признательности за то, что индейки когда-то спасли жизнь их предкам. В этот момент график благосостояния индейки внезапно обрывается отвесным падением к нулю. Зарезанная индейка попадает в суп.
Иллюстрация к статье: