Центробанк оценил рост ВВП в третьем квартале как «близкий к нулю». По данным регулятора, процессы восстановления экономики в августе оставались неустойчивыми. С одной стороны, возобновился рост промышленного производства, ускорилось повышение выпуска сельхозпродукции. С другой, слабый потребительский и инвестиционный спрос вкупе с умеренно пессимистичными ожиданиями компаний сдерживали производственную активность. При этом в годовом выражении, по прогнозам Банка России, снижение экономики составит 0,3-0,7%, что может говорить о медленном, но все-таки оживлении — особенно, если сравнивать выводы ЦБ с уточненным сценарием развития российской экономики, представленным на прошлой неделе Минэкономразвития. Согласно этому документу, падение ВВП по итогам 2016 годам ожидается на уровне 0,5-0,7%.
За условный драйвер роста Центробанком была взята улучшенная динамики большинства индикаторов инвестиционной активности. В частности, по информации регулятора, в третьем квартале годовой темп снижения инвестиций в основной капитал замедлится до 2,5-3,5% (в первом полугодии — это 4,3%). Например, регресс наметился в снижении объемов строительства, продолжился прирост импорта машин и оборудования. Вместе с тем, как уточнили в Банке России, консервативная инвестиционная политика компаний, неопределенность относительно будущей динамики спроса, умеренно жесткие условия кредитования корпоративных заемщиков продолжают ограничивать инвестиционную активность.
Оценить состояние российской экономики попросил независимых экспертов. Их выводы в целом подтверждают прогнозы Центробанка.
Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
«В последнее время чиновники ЦБ, как раз, наверное, более реалистичны в своих оценках и прогнозах. То, что сокращение ВВП близко к нулю — это вполне закономерно в условиях относительно низкой базы из-за падения показателя в предыдущие годы и на фоне признаков оживления экономики страны. При этом, в ЦБ также обосновано оценивают факторы риска, связанные с низким потребительским спросом и инвестиционной активностью в условиях относительно жесткой монетарной политики».
Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс»:
«Первая оценка ВВП в третьем квартале будет опубликована в ноябре. Прогноз ЦБ говорит лишь о том, что по его мнению, экономика замедлила падение за счет замедления инфляции, роста промпроизводства и сельского хозяйства. Есть вероятность того, что в третьем квартале спад ВВП не превысит 0,3% в годовом выражении. Тем не менее, из-за продолжающегося спада в потребительском секторе, а также сокращения доходов населения, с высокой вероятностью негативная динамика ВВП сохранится на всем протяжении 2016 года. Ориентировочно, спад не превысит -0,5% в годовом выражении».
Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center:
«Банк России в отличие от Минэкономразвития исходит из более консервативных предпосылок того, как будет складываться ситуация в экономике и в этом отношении оказывается ближе к тому, что происходит на самом деле. Поэтому в начале года в качестве базового прогноза на ближайшую трехлетку рассматривался вариант средней цены за баррель нефти в этом году в размере $30 за баррель с последующим увеличением до $35 в следующем и $40 в 2018 году с выходом из рецессии только к середине 2017 года. Но неожиданные срывы поставок нефти на мировой рынок в итоге позволили смотреть в будущее с большим оптимизмом.
Однако и тут возобладал здоровый скептицизм: в базовом сценарии фигурирует средняя цена в $40 за баррель, а в комментариях глава регулятора Эльвира Набиуллина неоднократно призывала не рассчитывать на улучшение ситуации на рынке энергоносителей, бизнесу – адаптироваться к текущим условиям, а власти – не рассчитывать на высокие темпы роста без проведения структурных реформ. В итоге позиция Банка России была принята за основу при обсуждении параметров бюджета на 2017-2019 год. Он будет рассчитан исходя из цены за баррель нефти в размере $40.
Опубликованный обзор регулятора фактически подтвердил точность произведенных ранее оценок: в этом году ВВП сократится на 0,4-0,7% и нулевой рост соответствует такой траектории. Затягивание с разработкой и внедрением структурных реформ, а также возникшие предпосылки для переноса балансировки нефтяного рынка на более поздний срок, чем прогнозировалось еще несколько месяцев назад, могут в итоге заставить ЦБ сделать оценки роста экономики еще более консервативными. На данный момент ЦБ ждет перехода экономики к росту на 0,5-1,0% в следующем году, и на 1,5-2,0% в последующие два года».
Иллюстрация к статье: