Политический кризис в Турции в очередной раз поставил под удар экономику страны, которая уже справлялась с депрессией экспортных рынков, слабыми инвестициями и падением деловой активности.
У турецкой экономики огромный потенциал и множество преимуществ. Однако, чтобы реализовать их, необходима политическая стабильность и налаженные международные экономические связи. Неудавшийся госпереворот и его последствия поставили все это под сомнение.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сломил сопротивление мятежников, организовавших попытку госпереворота. Турки массово вышли на улицу в защиту демократии и своего правительства. Опираясь на позицию силы, Эрдоган должен сделать своей основной целью создание условий для повышения благосостояния народа.
Пока среди инвесторов преобладает довольно тревожное настроение. Лира упала до рекордно низкого уровня по отношению к доллару, и инвесторы избавлялись от акции во время одной из самых крупных распродаж с 2008 г. Правительство подвергло арестам десятки тысяч сотрудников военной системы, государственной службы, научных кругов и судебной системы после попытки госпереворота. Было приказано закрыть десятки СМИ. Словом, масштаб всех предпринятых мер внушает тревогу.
А на этой неделе глава исследовательского отдела одной из крупных финансовых компаний Турции был лишен лицензии за доклад о попытке государственного переворота. Кроме того, ему были предъявлены обвинения. Глава регулятора заявил, что не одобряет «сообщения, создающие напряженную атмосферу». Однако запреты на подобные доклады дают гораздо больше шансов на создание такого рода атмосферы, считают аналитики.
В период Эрдогана экономика добилась реального прогресса. Доля людей, живущих за чертой бедности, сократилась с 30% в 2002 г. до 2% в 2016 г. Увеличилась продолжительность жизни и сроки обучения и образовательных учреждениях, выросли доходы и улучшилась производительность труда. Экономика показала рост после кризиса 2008 г., особенно если принять во внимание резкое падение спроса за рубежом. Турция неуклонно сокращает разрыв по сравнению с развитыми экономиками.
Однако еще многое предстоит сделать. Доход на душу населения ниже среднего по сравнению с аналогичными показателями развитых стран. Достаточно высок уровень неравенства в стране. Внешний дефицит подчеркивает необходимость того, чтобы турецкие производители были более эффективными, а также более прочно встраивались в международные производственные отношения. А это все требует инвестиций. Поэтому сохранение доверия среди отечественных и зарубежных инвесторов будет иметь решающее значение.
Согласно оптимистичному сценарию правящая Партия справедливости и развития станет эффективным экономическим реформатором. Недавние заявления турецких властей обещают новые расходы на инфраструктуру, министры признают необходимость более масштабных структурных реформ, в том числе и на рынке труда. Однако разрастающийся авторитаризм, давление на центробанк, отсутствие прозрачности и неспособность справиться с коррупцией удержали Турцию от проведения необходимых реформ еще до попытки переворота.
Репрессии Эрдогана вызывают настороженность у инвесторов, и если правительство страны продолжит курс, направленный на то, чтобы провести зачистку оппозиции, пользуясь предлогом борьбы с внутренними врагами, то на планах дальнейшего развития экономики и притоке капитала можно поставить крест.
Иллюстрация к статье: