Положение в российской экономике остается сложным, но Международный валютный фонд (МВФ), не говоря об отечественных экспертах, заговорил о заметном улучшении ситуации. Так, МВФ сократил предполагаемую величину спада российской экономики в текущем году с 1,8% до 1,5%, а в 2017-м предсказывает рост, и не на 0,8%, как прежде, а на 1%. Тем временем, по реалистическому варианту прогноза Минэкомразвития, средняя цена нефти составит 40 долларов за бочку, а рост экономики уже в этом году дойдет до 0,2%. Другими словами, Россия, вроде как, двинулась вверх по лестнице, ведущей вниз. Так ли это?
МВФ не был бы МВФом, если бы несколько улучшив прогнозы по экономике России на текущий и следующий годы, не предупредил бы о последующем ее медленном росте в отсутствие существенных структурных реформ. Тем не менее, новый прогноз предрекает спад российской экономики в 2016 году лишь на 1,5% против прежних 1,8%. А в 2017-м «с учетом прогнозируемой стабилизации цен на нефть и смягчения внутренних финансовых условий ожидается, что рост экономики возобновится и составит приблизительно 1%», — отмечается в заявлении фонда. (Предыдущий прогноз МВФ на 2017 год предусматривал рост российского ВВП лишь на 0,8%).
Правда, при этом перспективы на среднесрочный период, отмечается в заявлении Международного валютного фонда, «остаются пониженными, что обусловлено прогнозами низких цен на нефть, неблагоприятной демографической динамикой в сочетании с сохраняющимися длительное время структурными проблемами, а также воздействием санкций на производительность и инвестиции. При отсутствии значительных структурных реформ рост в долгосрочной перспективе составит, вероятно, приблизительно 1,5%».
Другими словами, пока падение продолжается, но налицо его существенное замедление. А к концу года, несмотря на предсказания США о «разрыве» нашей экономики, падение прекратится вовсе, и мы выйдем на небольшой рост. Откуда же взялся этот позитивный тренд и насколько он устойчив?
Увы, излишний оптимизм в данном вопросе неуместен, заверил «МК» профессор Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики Игорь Николаев:
— Весь позитив как в предсказаниях МВФ, так и отечественных экономистов, появился исключительно из-за улучшения последних показателей по отечественной промышленности. По логике этих экспертов, лучше стало сейчас — значит, и прогноз на будущее стал лучше. Между тем, для надежного прогноза хотя бы на год необходимо учитывать факторы, которые будут действовать дальше. А они не сильно обнадеживают.
Тремя главными причинами кризиса российской экономики стали: отсутствие структурных преобразований; падение цен на нефть и антироссийские санкции. Что в этом плане происходит сейчас? Структурных преобразований произведено не было, и серьезные структурные диспропорции продолжают существовать; санкции не сняты; а цены на нефть, хоть и подросли, но незначительно. Можно ли при таком раскладе говорить об устойчивой тенденции роста? Ну, откуда же ему взяться?
Чтобы все изменилось всерьез, необходимо ликвидировать все эти три причины. При этом хочу подчеркнуть: структурная реформа хоть и необходима, но ее одной недостаточно! Рост пойдет только тогда, когда будут сняты санкции. Тактика «чучхе» или опоры на собственные силы в течение длительного периода, как мы это видели, к примеру, на Кубе, позволяет стране только выжить, существовать, но не развиваться!
Иллюстрация к статье: