Приостановки торгов на Московской бирже стали традиционными. Биржа изредка лишь объясняет причины сбоев, но никогда не называет размер ущерба. «Ведомости» узнали, сколько выплатила Мосбиржа компенсаций трейдерам после жалоб в ЦБ.
Один из сбоев на Мосбирже произошел 21 сентября на срочном рынке и вызвал много споров.
Трейдеры жаловались на «перевернутый» биржевой стакан: они утверждали, что заявки на продажу и покупку активов были перепутаны местами, в результате чего сделки совершались по некорректным ценам.
Мосбиржа все опровергала.
Тогда пять жалоб брокеров на биржу поступили в ЦБ с требованием возврата средств.
Некоторым удалось вернуть потерянные деньги, рассказали двое топ-менеджеров брокерских компаний: человек, который слышал это от сотрудника биржи, и человек, близкий к «Финаму». Компенсации получили физические лица – крупные клиенты «Финама», говорят двое собеседников «Ведомостей».
Речь о нескольких миллионах рублей, указывает один из них. Каждый получил по 300–400 тыс. руб., а все выплаты составили чуть больше 1 млн руб.
Такого явления, как «перевернутый стакан», быть не может, заявил представитель биржи: «На мониторах ряда участников срочного рынка недолгое время ошибочно отображались неснятые неактивные заявки с прошлого торгового дня вместе с активными заявками текущего дня».
«Биржа принципиально деньги никогда напрямую не компенсирует, чтобы не создавать прецедента», – рассказывает топ-менеджер брокерской компании.
Но есть другая практика: брокер сам компенсирует клиенту потери из-за технического сбоя, а биржа возвращает их брокеру через различные маркетинговые мероприятия: договоры на проведение конференции или семинара или размещение рекламы на сайте брокера, отмечает собеседник «Ведомостей».
Такие случаи не афишируются. «Но когда биржа понимает свою вину, то идет навстречу такими окольными путями», – рассказывает топ-менеджер брокерской компании.
О том, что биржа уже не первый раз возвращает потерянные из-за сбоя деньги, слышал топ-менеджер другого брокера.
«Открытие брокер» также обращался за возмещением средств клиентов, но этого не произошло, говорит гендиректор компании Юрий Минцев. «У нас было около 20 обращений трейдеров на общую сумму менее 1 млн руб. В договоре между брокером и биржей, так же как и в договоре между брокером и его клиентами, всегда есть оговорка, что за технические сбои никто не несет ответственности. Я не слышал о том, чтобы биржа возмещала брокерам средства через проведение каких-то мероприятий. Мы проводим совместные мероприятия и расходы несем вместе», – заявил он.
Иллюстрация к статье: