Агентство по страхованию вкладов (АСВ) оказалось в числе пострадавших клиентов обанкротившегося «Внешпромбанка» (ВПБ).
АСВ держало в проблемном банке 850 млн рублей и могло лишиться их, так как, будучи юридическим лицом, считалось бы кредитором третьей очереди.
Позднее в пятницу Департамент общественных связей АСВ разослал заявление, согласно которому «АСВ не является кредитором «Внешпромбанка». Утверждение о том, что госкорпорация потеряла почти миллиард рублей в обанкротившемся «Внешпромбанке», не соответствует действительности, настаивают представители АСВ.
Речь идет не о деньгах из фонда страхования вкладов, а о временно свободных средствах самого агентства — части взноса Российской Федерации в капитал АСВ по состоянию на 31 декабря 2015 года.
В ВПБ эти деньги попали в соответствии с постановлением правительства об инвестировании временно свободных средств госкорпорации АСВ. «Внешпромбанк», по словам источника, «соответствовал всем критериям этого документа, в частности по рейтингу и размеру капитала».
Постановление правительства требует, чтобы капитал банка, в котором размещаются свободные средства АСВ, должен быть не меньше 5 млрд рублей, а рейтинг — не ниже В+. «Внешпромбанк» этим критериям действительно соответствовал.
По состоянию на конец прошлого года временно свободные средства АСВ составляли 40,31 млрд рублей. Из них на банковских депозитах хранилось 13,3 млрд. За размещением средств следил специальный депозитарий «Инфинитум».
Напомним, ЦБ отозвал лицензию у «Внешпромбанка» 21 января 2016 года. Вскоре выяснилось, что «дыра» (превышение обязательств над активами) в капитале банке составила рекордные 210,1 млрд рублей. Позднее эта оценка несколько раз пересматривалась в сторону повышения.
Регулятор сообщил, что руководство ВПБ построило систему фальсификации отчетности на базе первичных документов, в том числе выписок по корреспондентским счетам банков-нерезидентов, кредитных досье клиентов, операций по счетам клиентов.
Кроме того, банк не соблюдал требования законодательства в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отчетность банка не содержала достоверной информации о качестве и величине активов и обязательств.
11 марта арбитраж вынес решение о банкротстве «Внешпромбанка», указав на выявленные признаки преднамеренного банкротства. Российский Forbes в несколько приемов обнаружил среди клиентов ВПБ звезд шоу-бизнеса, политиков, чиновников, служителей церкви и их родственников.
Это, например, зять Николая Токарева Андрей Болотов, жена зампреда правительства Дмитрия Козака Наталья Квачева, семья министра обороны Сергея Шойгу, родственники Артура Чилингарова, сын главы администрации президента Сергея Иванова Сергей, депутат Госдумы Владислав Резник и его супруга, бывшая руководитель представительства Credit Suisse в России Диана Гендин, бывший руководитель финансового комитета Госдумы Наталья Бурыкина и глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков.
Среди клиентов банка также были крупные российские государственные и частные корпорации, которые держали на счетах более 35 млрд рублей, а также Московская патриархия, «Еврейское агентство для Израиля» («Сохнут»), Русская школьная библиотечная ассоциация, Фонд кино и ОКР.
В банке зависли деньги компаний на сумму свыше 120 млрд рублей. Кроме того, многие частные вкладчики банка столкнулись с тем, что на них были оформлены фиктивные кредиты. Добытые таким образом деньги руководители банка пустили на яхты и зарубежную недвижимость.
Активы ВПБ, по данным рейтинга «Интерфакса» на 1 октября, составляли 283 млрд рублей (банк входил в топ-40 по этому показателю). По итогам 2015 года банк занимал 45-е место по объему активов в рэнкинге.
Иллюстрация к статье: