Запред ЦБ: еще остались банки, проводящие сомнительные операции и не реагирующие на сигналы

На российском банковском рынке продолжают действовать кредитные организации, которые проводят сомнительные операции и не реагируют на сигналы ЦБ. Об этом заявил зампред Банка России Дмитрий Скобелкин на конференции Ассоциации российских банков (АРБ) во вторник.

«В целом по банковскому сектору сокращается число банков с признаками вовлеченности в сомнительные операции. Но вместе с тем на рынке остаются банки, которые не реагируют на наши сигналы и продолжают проведение сомнительных операций», — заявил Скобелкин.

По его словам, в конце 2014 года банков с признаками вовлеченности в сомнительные операции насчитывалось около 30, за аналогичный период 2015 года таких организаций было зафиксировано только девять.

По его словам, ЦБ уже наложил на один из российских крупнейших банков самый значительный за последние годы штраф за сомнительные операции. Штраф уже предъявлен, но еще не оплачен, уточнил зампред ЦБ.

«Не хотел бы говорить о плохом, но один банк наш банк оштрафован на сумму, примерно сравнимую с банком BNP Paribas», — сказал Скобелкин.

Позднее он пояснил журналистам, что сумма не равна сумме всех штрафов иностранных регуляторов, примененных к BNP Paribas. В то же время точную сумму штрафа и название банка Скобелкин назвать отказался.

Самый крупный штраф на французский банк BNP Paribas был наложен в 2014 году. По соглашению с Минюстом США банк выплатил 8,9 млрд долларов за довольно давнее нарушение условий американских санкций против Ирана, Судана и Кубы.

Скобелкин также отметил, что в сфере сомнительных операций «остро стоит проблема обналички» с использованием платежных карт массового сегмента, электронных кошельков и по договорам на покупку услуг.

«Несмотря на сокращение объемов, по-прежнему беспокоит обналичка. В первую очередь сейчас новое направление — использование электронных кошельков. Я имею в виду новое направление по масштабам. Давно уже, конечно, используются электронные кошельки, но сейчас отмечаем серьезные масштабы», — сообщил Скобелкин.

«На сегодняшний день, с нашей точки зрения, это является наиболее опасным и сложным для выявления инструментом. Мы работаем с Министерством связи и Росфинмониторингом. У нас создано специализированное подразделение, которое занимается этим вопросом. Это серьезная проблема», — подчеркнул он.

«В последнее время мы отмечаем активизацию использования недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для вывода денежных средств за рубеж по услугам, где нет пересечения границы как такового, подтверждение таможенное отсутствует и разные зачастую бумажки. Они покрывают миллиардные суммы», — отметил Скобелкин.

Относительно новый способ вывода денег — оплата лекций, отметил зампред российского ЦБ,

«Да, работа выполнена. Какая-то лекция человека… стоит несколько миллионов долларов. Это подтверждается какой-то непонятной юрисдикцией. Но, по формальным услугам, услуга оказана. Но мы прекрасно понимаем, что здесь не все в порядке», — пояснил Скобелкин.

Отметим, чистый вывоз капитала из РФ негосударственными юрлицами составил в первом квартале 7 млрд долларов, в 2015 году — 56,9 млрд, а в 2014 году — 153 млрд. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что в целом отток капитала из России в 2016 году может сократиться до 30-40 млрд при цене нефти 25-35 долларов за баррель.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также