Единая европейская валюта обречена на провал. Учитывая структуру еврозоны, именно такой вариант развития событий и выглядит единственно возможным. В таком случае выход Греции из валютного блока станет лишь первым шагом разрушения конструкции евро.
Для того чтобы понять почему, необходимо начать с рассмотрения двух фундаментальных составляющих: дисциплины и рынка. Экономика устроена таким образом, что в качестве главного надзирателя выступает рынок. Именно он устанавливает цены не только на товары и услуги, но и определяет котировки валют, а также отражает риски, порождаемые фискальными и торговыми дисбалансами.
Иными словами, для страны рынок помогает вырабатывать финансовую дисциплину. Так, например, если отдельно взятая страна начинает эмитировать чрезмерное количество валюты, не повышая при этом производство товаров и услуг на эквивалентную сумму, рынок наказывает ее, обесценивая валюту. Как следствие, импорт становится слишком дорогим, а инвесторы отказываются покупать облигации, если ставка недостаточно высока, чтобы покрыть риски.
Конечно, политическое и финансовое руководство страны будет пытаться исправить ситуацию, но, опять же, для отдельной страны валютный рынок является слишком большим, чтобы долгое время можно было искусственно поддерживать стоимость валюты. Монетарные власти могут пробовать различные варианты, в том числе привязку к какой-то твердой валюте, но в конечном счете рынок все равно расставит все на свои места.
Есть и другая форма дисциплины — государственная. В качестве примера можно привести различного рода ограничения по займам. Все помнят, как в еврозоне вводились ограничения по дефициту бюджета и другие меры фискальной консолидации. Как правило, такого рода дисциплина попросту игнорируется или обходится.
Что мы имеем в зоне евро? Мы видим чистой воды государственную дисциплину. Входя в состав валютного блока, страна, по сути, закрывает возможность для рынка указывать на ее внутренние дисбалансы. Иными словами, рыночная дисциплина, которой нельзя манипулировать, заменяется на государственную, которой манипулировать можно. Экономисты уверены: идея того, что государственное управление может создать уровень дисциплины, эквивалентной рыночному, была и есть не более чем фантазией.
Кстати, именно поэтому у Греции нет другого решения, как выйти из зоны евро. Европейские политики могут сколько угодно пытаться жить в своих иллюзиях, но пока евро не исчезнет как валюта, ни о каких реальных реформах не может быть и речи. Тогда-то валютный рынок наконец сможет показать реальную картину происходящего и оценить дисбалансы всех участников валютного союза.
Пока же все проблемы решаются только путем печатного станка и увеличения заимствований. Но о каких реформах можно говорить, когда идет постоянный рост долговой нагрузки. На реформы можно рассчитывать только тогда, когда страна объявит дефолт по тем долгам, по которым она не в состоянии платить. А вот различного рода «программы спасения» весь этот процесс реформирования откладывают.
Иллюстрация к статье: