«Отскок от дна», наблюдавшийся в российской экономике во второй половине 2015 года, был временным, и теперь экономика вернулась в самую низкую точку кризиса — май 2015 года, утверждают специалисты института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ).
В первые месяцы 2016 года основные макротенденции, сложившиеся в 2015 году, продолжились, и февраль, по мнению аналитиков, возобновил рецессию: «Макростатистика за февраль говорит о том, что резкое падение экономической активности, произошедшее в декабре — январе, оказалось устойчивым — в феврале, по предварительным данным (анализ затрудняет лишний 29-й день), отскока не было. При сохранении статус-кво падение базовых отраслей по итогам года составит около 1,1%», — отмечает директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова.
В ВШЭ отметили, что 2016 год — високосный, и лишний день в феврале завысил значения всех показателей статистики, но некоторые итоги февраля можно подводить уверенно. Первым достоверным итогом, как говорится в обзоре, стало резкое падение розничного товарооборота на 3% относительно января — до уровня 2012 года. Причина объясняется тем, что в декабре и январе розничный товарооборот удерживался от падения за счет потребительского ажиотажа на фоне ослабления рубля до рекордных уровней (83 рубля за доллар в январе). Вторым итогом стало продолжение роста добывающих производств, которые больше остальных секторов выиграли от девальвации рубля.
«Февральская статистика говорит о том, что «отскок от дна», наблюдавшийся во второй половине 2015 года, оказался временным явлением: уровень экономической активности вернулся в самую низкую точку нынешнего кризиса — май 2015 года, — делает вывод ведущий эксперт института «Центр развития» ВШЭ Николай Кондрашов. — При сохранении этого уровня до конца года падение индекса базовых отраслей в 2016 году составит 1,1%. Мы оцениваем падение ВВП в этом году в 1,6% при среднегодовой нефти Urals 35 долларов за баррель».
«В феврале промышленность продолжала лежать на дне и по итогам года может остаться там же», — говорится в бюллетене. В то же время там отмечается, что последовательная «антиинфляционная и курсовая политика Банка России создает необходимые условия для постепенного перехода к росту». «Для этого требуется также получение правительством нового кредита доверия от бизнеса. Нужно также избежать проинфляционного изменения экономической политики», — указывают эксперты.
Как отмечается в исследовании, возобновлению экономического роста будет способствовать нахождение реального валютного курса рубля «на уровне, делающем экономику жизнеспособной даже после сильнейшего внешнего негативного ценового шока». «По сравнению с периодом начала падения нефтяных цен в середине 2014 года реальный эффективный курс российской валюты упал сильнее всех в мире — более чем на 37%», — отмечает заместитель директора института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов и делает вывод: «Таким образом, курс рубля благополучно вернулся в период середины 2000-х годов, что серьезно повысило ценовую конкурентоспособность торгуемых на внешнем рынке российских товаров».
«Конечно, при этом примерно наполовину снизилась покупательная способность населения и предприятий относительно импортных потребительских товаров и оборудования. И с этим придется жить, компенсируя первое затягиванием поясов и «пересаживанием на бюджетные «Жигули», а второе — созданием условий для возврата офшорного и возобновления притока иностранного капитала», — добавляет Миронов.
«Еще одним необходимым условием для восстановления роста является увеличение доверия, снижение неопределенности и отсутствие проинфляционных изменений экономической политики. Иначе можно оказаться в незавидном положении Венесуэлы — нефтяной страны, которая из-за галопирующей инфляции позволила укрепиться реальному эффективному курсу своей национальной валюты более чем в три раза по сравнению с серединой 2014 года и погубила свою экономику», — подводит итог замдиректора института «Центр развития» ВШЭ.
Анализируя финансовую статистику банков, специалисты ВШЭ делают вывод, что предприятия гасят валютные кредиты и переводят валюту в государственные банки. В то же время население сокращает валютные депозиты в банках.
Ранее специалисты Центра развития спрогнозировали продолжение рецессии в РФ, которое «приведет к тому, что снижение реальных доходов населения будет продолжаться еще в течение одного года — трех лет». Об этом говорится в экономическом прогнозе института до 2020 года, причем рецессия, по мнению аналитиков, будет продолжаться даже при относительно оптимистичном варианте развития событий на мировом сырьевом рынке.
Иллюстрация к статье: