Несмотря на ожидания рынка, ослабление юаня не гарантирует поддержку китайской экономике.
«Мы привыкли считать, что ослабление валюты помогает нарастить экспорт, но сейчас все намного сложнее», — сказал Хьюан Йипинг в кулуарах форума Боао.
Дело в том, что многие составляющие своего экспорта Китай импортирует, поэтому ослабление валюты может иметь двоякое влияние на экспортеров.
Кроме того, советник НБК отметил, что любой эффект от девальвации может иметь определенную задержку, подчеркнув, что первая реакция торгового баланса страны на ослабление юаня была отрицательной.
Он также считает, что помимо торговли слабый юань имеет и другие негативные последствия.
Ослабление валюты дает небольшой прирост по экспорту, однако не нужно забывать, что при этом экономика сразу же сталкивается с оттоком инвестиций, в первую очередь портфельных.
«На сегодняшний день я уверен, что ослабление валюты приведет к положительным сдвигам в экономике», — сказал Хьюан Йипинг.
Об оттоке капитала было сказано не просто так. С момента начала девальвации именно отток капитала является главной головной болью регуляторов. Чтобы сохранить контроль над стоимостью юаня, Народный банк Китая вынужден проводить интервенции, а значит, тратить свои резервы.
Например, в конце февраля объем международных резервов ЦБ КНР составил $3,20 трлн, при этом в январе показатель составил $3,23 трлн. Более того, начиная с ноября прошлого года средний отток капитала из Китая составил $100 млрд в месяц.
Как будут монетарные власти страны вести себя дальше, пока до конца непонятно. С одной стороны, премьер Ли совсем недавно заверил главу МВФ Кристин Лагард, что не намерен продолжать девальвацию своей валюты, а хочет видеть крепкий и стабильный юань, но с приемлемым курсом.
Однако у крупных игроков на рынке юаня, другое мнение. Они ждут дальнейшей девальвации юаня в этом году. Кроме того, они полагают, что монетарные власти страны запустят новые стимулирующие меры, правда здесь все будет зависеть от экономических данных.
Банки Китая сами провоцируют новый кризис
Китайские банки начинают создавать целую сеть через свои продукты по управлению активами, что вызывает озабоченность по поводу здоровья всей финансовой системы.
Ситуацию усугубляет то, что экономический рост Китая замедлился до самого низкого уровня за последние 25 лет.
Розничные инвесторы составляют абсолютное большинство пользователей услуг по управлению активами, так как они предлагают более высокие процентные ставки, чем депозиты банков. Но не всегда ясно, какие активы фонды покупают для финансирования выплат.
74% управляющих активами не несут никакой ответственности за инвестиции перед банками-эмитентами за то, что они вернут деньги и дополнительный доход в конце срока продукта, который, как правило, составляет менее шести месяцев. Но даже если продукты не соответствуют ожиданиям доходности, банки предпочитают погасить перед инвесторов всю сумму, чтобы не получить перед своими дверями толпу рассерженных людей.
Некоторые банки вкладывают средства в программы управления активов других банков. На балансе банков такие инвестиции обычно находятся в категории «Инвестиции, классифицированные в качестве дебиторской задолженности». И это может породить кризис неплатежей.
ЦБ Китая просил помощи у ФРС
ЦБ КНР во время летнего краха на своем рынке попросил ФРС о помощи. Это выяснилось только сейчас. Китайского регулятора можно назвать всемогущим: это крупнейший держатель долларов и трежерис во всем мире (не считая самих США) и главнейший кандидат на вхождение в топ-5 по золотым резервам.
Народному банку Китая не хватает одного: опыта ведения дел на свободном рынке, история которого в Поднебесной насчитывает всего пару десятков лет. ЦБ КНР, обращаясь за помощью к Федрезерву, не рассчитывал получить новые стратегии, которые могут быть конфиденциальной информацией. Китайского регулятора устроило бы описание даже устаревших мер 1987 г., когда ФРС нужно было ликвидировать последствия печально известного «Черного понедельника».
Существует немало новых теорий о том, что летом ЦБ КНР специально выпускал пар, дабы перегретый пузырь на фондовом рынке не лопнул. Однако официальное письмо в лестном тоне и с пометкой «Будем весьма благодарны за ваш скорый ответ», полученное Федрезервом, заставляет задуматься: а не был ли великий китайский регулятор так же растерян, как и все остальные?
Иллюстрация к статье: