Детям иногда говорят, что нового братика или сестренку приносит в клюве аист. В реальности, разумеется, все намного сложнее. С созданием денег происходит примерно то же самое.
В роли «аиста» выступает центральный банк; многие думают, что он переводит деньги частным банкам, которые выполняют роль посредника, для продвижения денег в экономику.
В реальности большинство денег создаются частными банками. Каждый раз, когда выдают кредиты, банки создают определенный объем денег в экономике, причем центральные банки могут лишь влиять на этот процесс, но не запретить. Хуже еще то, что центральные банки вынуждены поддерживать такой процесс, так как это стимулирует экономику. Но самое страшное то, что процесс «создания денег» в основном находится в электронной плоскости, то есть физических денег не создается.
Некоторые встревожены этим, так как, по их мнению, банки небрежно пользуются этой властью, подстрекая разрушительные резкие подъемы и обвалы.
Активисты во многих богатых странах хотят лишить частные банки возможности «создавать деньги». В Швейцарии представители движения “Инициатива в пользу полноценных денег” (Vollgeld Initiative) предоставили в декабре правительству достаточное количество подписей для проведения референдума на эту тему.
На банковские вклады (виртуальные деньги), указывают активисты, приходится до 87% от общего объема доступных в Швейцарии денег, значительно превышая общее количество банкнот и монет.
В связи с тем, что создание денег может стимулировать как инфляцию, так экономический рост, это не должно находиться в частных руках, тем более передаваться организациям, которые склонны к расточительству и мошенничеству.
Согласно существующим правилам депозиты находятся на балансе частных банков. Движение «Инициатива в пользу полноценных денег» предлагает принять новый закон (вариант «ограниченного банкинга»), который бы обязывал переводить счета (реальные деньги) в банковские ячейки.
Клиенты платили бы банку деньги за хранение своих денег. Любой выдаваемый банком кредит, согласно плану, должен финансироваться с помощью средств акционеров или собственных займов, но не из депозитов.
Центральный банк в свою очередь мог бы следить за состоянием экономики и решать, какой объем наличных денег необходим для сохранения стабильного уровня инфляции.
Вместо того чтобы корректировать процентную ставку для стимулирования банковского частного кредитования, центральный банк мог бы просто выдавать (или изымать) определенную сумму денег самому себе, правительству, гражданам или частным банкам в форме кредитов.
Подобная система была бы более безопасной для вкладчиков, так как банки не смогли бы кредитовать или потерять их деньги. Это позволило бы правительству отменить существующую абсолютную защиту банкам (которая является гарантией вкладов избирателей).
Даже большим банкам позволили бы банкротиться, так как их убытки не очень сильно повлияли бы на финансовую систему. Все это в итоге заставило бы кредиторов вести себя более взвешенно.
В конце февраля правительство Швейцарии обнародовало официальный ответ на предложение «Инициативы в пользу полноценных денег». Во-первых, референдум состоится не раньше следующего года.
Кроме того, власти считают, что если центральный банк будет выпускать больше денег, его обязательства (деньги) будут увеличиваться без какого-либо роста активов, что может подорвать доверие к стоимости денег.
Те, кто хотел бы получить более простую систему, уверены в правительстве, скорее всего, будут разочарованы. Придется вводить жесткие правила, которые бы не позволяли банкам создавать «похожие на деньги» инструменты.
Правительство также опасается, что изменения могут навредить швейцарским банкам, включая такие транснациональные гиганты, как UBS и Credit Suisse.
По мнению директора Федерации финансовых руководителей Швейцарии Сержа Гайларда, «существуют менее радикальные методы достижения финансовой стабильности». После кризиса были ужесточены правила по кредитованию, резервам и капиталу.
По завершению всех этих реформ, уверены в правительстве, системе просто не нужны предлагаемые активистами кардинальные изменения.
Идея депозитных ячеек, возможно, будет популярной в Швейцарии, но большинство граждан в итоге поддержат правительство, что, несомненно, разочарует радикальных экономистов.
Иллюстрация к статье: