Потеря Греции или Португалии может быть расценена как неудача, потеря Италии будет выглядит как халатность. Трудно представить, чтобы единая европейская валюта выжила в случае конфликта с Италией, третьей крупнейшей экономикой валютного клуба (и восьмой в мире).
Возможно, это объясняет последние критические замечания итальянского премьер-министра Маттео Ренци относительно фискальных правил Европы. В своей январской статье он все больше звучит как грек, жалуясь на «пристрастие ЕС к политике жесткой экономии, которая в реальности мешает росту».
Его министр финансов Пьер Карло Падоен почти год пытался решить с Европейской комиссией проблему «плохих» долгов на сумму в 350 млрд ($382 млрд), которые мешают нормальной деятельности итальянской банковской системы. Ренци призывает европейских чиновников быть более сговорчивыми, в то время как он старается запустить давно буксующую национальную экономику.
Жизнь Италии внутри еврозоны была крайне неудачной. Страна находилась в рецессии пять из восьми последних лет. Реальный (с учетом инфляции) ВВП на человека сегодня ниже, чем в 1999 г. Суверенный долг превышает 130% ВВП. Еще хуже дела с конкурентоспособностью итальянской экономики. С 1998 г. неуклонно снижается производительность, но при этом растут затраты на рабочую силу.
С тех пор как Италия вошла в еврозону, экспорт перестал быть двигателем роста, который в связи с этим неуклонно снижается. Но замедление совсем не то, что страна с огромным долгом может себе позволить.
Ренци возглавил кабинет министров в подходящий момент (в начале 2014 г.). Жесткая фискальная и монетарная политика, которая стала одной из причин плохих показателей еврозоны в период после финансового кризиса, уже не наносила того ущерба. Вскоре после этого ЕЦБ начал проводить программу количественного смягчения для стимулирования внутреннего спроса, что благоприятно отразилось на итальянских процентных ставках.
Однако проблема низкой конкурентоспособности никуда не исчезла. Существует масса причин обвала производительности в Италии. Благодаря карательному регулированию трудового и товарного рынков страна стала одним из самых дорогих мест в богатом мире для начала нового бизнеса. Налоги и бюрократия не стимулируют успешные компании расти и становиться больше. Почти 70% итальянских рабочих трудятся в компаниях с персоналом менее 50 человек (по сравнению с 30% в Америке).
Еще больше тревожит то, что доля молодых итальянских рабочих с университетским образованием не превышает 10% — один из самых низких показателей в богатом мире. При этом все больше образованных молодых итальянцев покидают родину в поисках лучшей доли в других западных странах.
Ренци хочет кардинально изменить ситуацию. Многие уже сравнивают его амбициозный экономический план с известными реформами Харца в Германии в 2003-2005 гг. (реформы социально-экономической системы, разработанные правительственной комиссией во главе с Петером Харцем).
Среди многочисленных инициатив правительство Ренци уже утвердило новые правила, которые упрощают процесс увольнения рабочих. Но даже советники итальянского премьера признают, что реформы продвигаются не так быстро, как хотелось бы.
Согласно прогнозу МВФ экономика Италии сможет расти примерно на 1% в год в ближайшие три года. Но это совсем не те темпы, которые необходимы итальянцам. Вместо того чтобы ждать повышения производительности, более быстрый способ ускорить рост — снижение зарплат. Реформы Харца были успешными отчасти из-за того, что привели к снижению реальных зарплат в Германии.
Реформы, которые децентрализуют процесс переговоров о заключении коллективного договора в Италии, что поможет сдерживать рост зарплат в регионах и компаниях с низкой производительностью труда, были бы движением в правильном направлении, уверен профессор римского университета LUISS Пьетро Рейчин.
Как сообщили советники Ренци, правительство может ввести децентрализацию процесса утверждения зарплат, если переговоры между профсоюзами и работодателями не приносят результат.
Однако, для того чтобы проводимые Ренци структурные реформы принесли ожидаемый результат, необходимо время, которое итальянские избиратели могут ему не дать. Кроме того, 41-летний премьер не сможет добиться успеха без ускорения темпов роста всей еврозоны.
Заключенное на прошлой неделе соглашение между министром финансов Пьером Падоаном и еврокомиссаром по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер, которое позволяет государству оказывать помощь итальянским банкам в продаже пакетов проблемных кредитов, безусловно, шаг в правильном направлении.
«Банки смогут получить госгарантии в процессе секьюритизации и продажи невозвратных кредитов, которые сейчас находятся у них на балансе, в автономные структуры, — говорится в заявлении ЕК. — Гарантии будут предоставляться на рыночной основе и, как следствие, не будут считаться государственной помощью».
Если еврозона хочет сохранить Италию в своем составе, считают аналитики, европейским чиновникам необходимо меньше настаивать на политике жесткой экономии и становиться больше итальянцами.
Иллюстрация к статье: