Цены на нефть могут вырасти в 2 раза, несмотря на нефтяной «потоп» от ОПЕК. К такому выводу пришли эксперты Raymond James. Картель сохраняет свое влияние, но сегодня (в отличие от 80-х гг. прошлого века) он контролирует только треть мирового объема добычи и больше не является единственным определяющим фактором на рынке.
В Raymond James призывают не обращать внимание на недавний всплеск котировок. Он был связан со слухами об экстренной встрече ОПЕК и стран, не входящих в картель, в феврале. Якобы речь должна была идти о скоординированном сокращении добычи, но в самой ОПЕК эту информацию быстро опровергли. Тем не менее, и без вмешательства организации нефть должна начать дорожать во второй половине 2016 г. По оценкам Raymond James, к концу года котировки достигнут как минимум $60 за баррель.
Эксперты компании напоминают о том, что в таких крупных нефтедобывающих странах, как США, Бразилия или Россия, власти не контролируют напрямую уровни добычи (в отличие от арабских стран ОПЕК). Нефтяным компаниям приходится адаптироваться к суровым условиям, то есть резко сокращать капзатраты. Причем этот процесс, получивший в Raymond James название «экономия на стероидах», еще далек от завершения.
За примерами далеко ходить не надо: их предостаточно в свежих квартальных отчетах крупнейших компаний. Schlumberger и Halliburton — лидеры нефтесервисного сектора — заявили о том, что продолжат ощутимо сокращать затраты. В прошлом году совокупные расходы на разведку упали на 40%. Прогноз на 2016 г. — минус 30-50%. Председатель Halliburton Дэвид Лесар считает, что вечно так продолжаться не может. Восстановление начнется. И чем позже, тем резче оно будет: добывающим компаниям придется наверстывать упущенное.
ВР отчиталась о четвертом подряд падении квартальной прибыли — в этот раз уже на 90%. Капзатраты британской компании в 2015 г. составили $18,7 млрд, хотя изначально планировалось $24-26 млрд вложений. В 2014 г., когда тренд падения цен на нефть только начинал укрепляться, ВР вложила в добычу и разработку $23 млрд. В текущий бюджет заложено $17-19 млрд, но компания предупредила: если котировки нефти останутся на низком уровне, расходы придется значительно сокращать.
ExxonMobil урежет капзатраты сразу на 25% до $23,2 млрд. Это самые небольшие вложения за последние 8 лет. Chevron заложила в бюджет $20-24 млрд, что стало минимумом с 2008 г. и сокращением на 20% по сравнению с предыдущим периодом. Если проблемы усугубились у таких гигантов, как BP или Exxon, то о сланцевиках и говорить нечего. Anadarko Petroleum планирует сократить свой бюджет на 50% до $2,8 млрд. Hess, один из лидеров по добыче в Баккене (крупнейшая сланцевая нефтегазовая формация в США), объявила о том, что в текущем году капзатраты составят $2,5 млрд. Это сокращение на 40% по сравнению с $4 млрд, вложенными в добычу и разведку в прошлом году.
Самое время обратить внимание на спрос. Китай в 2015 г. не смог прийти к цели в 7% ВВП, хотя Компартия долгое время позиционировала ее как некий незыблемый ориентир. На мировых рынках запаниковали: якобы КНР может ждать жесткая посадка. Однако за прошлый год спрос на нефть в Китае вырос на 6% вопреки всем прогнозам. В 2014 г. показатель составлял 3,5%, то есть Поднебесная наращивает потребление, несмотря на несколько замедлившуюся экономику. Именно этот факт, вместе с сокращением добычи в странах вне ОПЕК, должен привести к росту цен на нефть, считают в Raymond James.
Иллюстрация к статье: