Анализ данных ОКБ, имеющихся в распоряжении Банки.ру, показывает, что за последние пять лет в банках сократилась доля счетов заемщиков в возрасте от 27 до 59 лет, зато резко выросла доля молодых клиентов от 16 до 26 лет. Портал Банки.ру разбирался, с чем это связано.
По данным Объединенного кредитного бюро, с 2010 года доля выдач заемщикам от 16 до 26 лет в российских банках увеличилась с 2% до 12%. Одновременно доля выдач заемщикам от 27 до 59 лет упала с 90,4% до 79,9%, доля выдач клиентам 60–99 лет незначительно возросла с 7,5% до 8%.
При этом за последний год (с III квартала 2013 года по III квартал 2014 года) начали «стареть» автокредиты. В этом сегменте выросла доля выдач клиентам от 27 до 59 лет – с 88,3% до 89,1%, с учетом того, что в двух других возрастных сегментах доли снижались.
Во всех остальных сегментах наблюдается увеличение доли выдач молодым клиентам и «пенсионерам» и снижение доли выдач заемщикам от 27 до 59 лет.
В отношении кредитных карт рост доли выдач молодым клиентов в количестве счетов составил 0,2 процентного пункта (с 13% до 13,2%), среди «пенсионеров» заметен рост с 6,8% до 7,7%.
В сегменте потребительских кредитов доля выдач молодежи увеличилась с 11,2% до 11,8%, а доля выдач клиентам старше 60 лет – с 8,2% до 8,5%.
Среди ипотечных займов доля выдач заемщикам до 26 лет возросла с 8% до 10,3%, а от 60 лет – с 2,1% до 2,2%.
Как отмечают в ОКБ, общий объем выданных населению России кредитов в 2014 году составил 12,7 трлн рублей, остаток ссудной задолженности – 9,1 трлн рублей.
В среднем на одного заемщика в России приходится 1,8 кредита, в 2013 году этот показатель составлял 1,68. В конце 2014 года 56% заемщиков имели один действующий кредит, 25% — два кредита, 11% — три, 9% — четыре и более кредита. При этом 63% заемщиков имеют кредиты в одном банке, 25% — в двух банках, 8% — в трех банках.
«В 2014 году наблюдалась тенденция к приросту заемщиков в возрасте 60+ лет. Прирост активных счетов этой возрастной группы за год составил 40%, для сравнения: группа заемщиков 25–59 лет выросла на 13%, а группа заемщиков до 26 лет – на 6%. Прирост заемщиков 60+ в сегменте потребительских кредитов составил 29% с начала года, в сегменте автокредитов – 17%, а для ипотечных кредитов и кредитных карт – 75% и 69% соответственно. Доля таких заемщиков в общем портфеле банков выросла по сравнению с прошлым годом на 3% и составляет 10%. Что касается заемщиков до 26 лет, то их количество сократилось в сегменте кредитов наличными и автокредитов – на 9% и 24% соответственно. Но в сегменте ипотеки и кредитных карт их количество увеличилось более чем на 20%», — отмечается в исследовании ОКБ.
Заместитель генерального директора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников объясняет, что доля молодых заемщиков за последние несколько лет выросла в связи с тем, что в 2010–2013 годах банки вели довольно агрессивную кредитную политику, привлекая новых заемщиков.
«Емкость сегмента 27–59 лет ограничена, поэтому, закредитовав эту группу, банки обратились к сегменту молодежи. В этот период появилось большое количество кредитных продуктов, ориентированных как раз на этот сегмент аудитории, — рассказывает Мясников. — Однако в текущих условиях банки вряд ли продолжат активно кредитовать молодежь. Во-первых, у большей части этого сегмента нет кредитной истории, которая в нынешней ситуации становится одним из главных факторов принятия решения о выдаче кредита. Во-вторых, наши данные говорят о том, что молодежь платит по кредитам в среднем в 1,5 раза хуже, чем заемщики сегмента «27–59» и в 2,5 раза хуже пенсионеров. Таким образом, сам по себе возраст заемщика является дополнительным фактором риска».
По мнению заместителя генерального директора ОКБ, тенденция к приросту заемщиков 60+ в 2014 году обусловлена тем, что банки, ужесточившие требования к заемщикам, были вынуждены искать новых «хороших» заемщиков. Между тем у группы 60+ есть несколько важных преимуществ: они крайне аккуратны в исполнении своих кредитных обязательств (просрочка у этих заемщиков вдвое лучше среднего значения), а также довольно значительное количество таких заемщиков имеют дополнительный стабильный доход кроме пенсии. Например, зарплату или финансовую помощь детей. Раньше получить кредит людям старше 60 лет было практически невозможно, однако сейчас заметно, что ряд банков снизили планку до 65 лет.
По словам начальника управления развития розничного бизнеса Абсолют Банка Антона Павлова, на данный момент банки с более жесткой кредитной политикой готовы выдавать кредиты тем, чей возраст на момент погашения не превысит пенсионный. Банки с чуть более мягким подходом к заемщикам сдвигают эту планку до 65 лет. Те кредитные организации, которые ориентированы на работу с пенсионерами, — до 85 лет.
«В период бурного роста рынка и высокой конкуренции многие банки смягчали требования к заемщикам, искали новые клиентские сегменты. Отражением этого и явилось усиление работы с молодежью и пенсионерами. В периоды кризиса требования, наоборот, ужесточаются, и в ближайшее время мы опять будем наблюдать увеличение доли россиян среднего возраста в клиентских базах», — прогнозирует Павлов.
«Увеличение доли молодых клиентов обусловлено демократичной стратегией принятия решения в розничном кредитовании, которая наблюдалась в период кредитного потребительского бума 2013-го – первой половины 2014 года. Увеличение доли пенсионеров – фокусировкой ряда банков, работающих специализированно на данном сегменте», — говорит заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская.
Начальник сектора маркетинговых исследований ОТП Банка Юлия Макаренко замечает, что за последние несколько лет значительно увеличилось число заемщиков банков, представляющих такие группы, как молодежь «до 27 лет» и пенсионеры «от 55 лет». Однако важно различать категории «клиентов» и «заемщиков».
«Доля заемщиков в возрасте до 27 лет включительно по кредитам наличными в ОТП Банке на данный момент составляет около 17%. При этом клиент может взять кредит в нашем банке начиная с 21 года, поэтому заемщиков младше 21 в банке просто нет, — комментирует Макаренко. — Доля молодежи и пенсионеров среди заемщиков растет, потому что рынок насыщается. Если основная целевая группа, работающие люди среднего возраста берут кредитов меньше, то доля других групп начинает расти. Кроме того, растет кредитный опыт населения. Молодежь ориентируется на своих родителей, а к пенсионному возрасту подходят те, кто уже привык использовать разнообразные финансовые продукты, в том числе и кредиты. Как бы то ни было, мы не ожидаем, что в ближайшее время «возрастной» портрет заемщика» сильно изменится».
В свою очередь начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков обращает внимание, что на молодежь можно рассчитывать как на активных клиентов в будущем. Тем не менее, считает он, о переориентации говорить не стоит – основными клиентами банков по-прежнему остаются люди в возрасте 25–45 лет.
«Демография говорит о старении заемщиков из-за старения населения в целом. Сейчас мы вошли в демографическую яму, да и продолжительность жизни медленно, но растет. Однако если возобновится активный рост кредитования, то вполне вероятно «омоложение» заемщиков», — считает Лепетиков.
«Глобально, я думаю, рост доли выдач кредитов молодым заемщикам связан с изменением модели финансового поведения, в соответствии с которой молодые люди склонны совершать покупки в кредит, а не откладывать деньги, чтобы накопить их для совершения дорогих покупок. На поддержании именно такого поведения положительно отразилось значительное упрощение процедур получения кредитов за счет развития дистанционных банковских сервисов и технологий POS-кредитования. Принимая во внимание, что клиенты в возрасте 18–26 лет не несут на своей кредитной истории отпечатка кризиса 2008 года, а также с учетом того, что они еще не достигли предельных показателей кредитной нагрузки, банки охотно кредитовали данный клиентский сегмент. Пенсионеры же являются наиболее стабильной целевой аудиторией, которая не подвержена кризисным явлениям, именно поэтому данный клиентский сегмент также интересен банкам. При этом значительных изменений в возрастной структуре заемщиков в ближайшее время я не ожидаю – текущая структура близка к оптимальной», — заключает заместитель начальника управления развития розничного бизнеса банка «Интеркоммерц» Владимир Милюков.
Иллюстрация к статье: